Особенности психоанализа гея

Базовые принципы психоанализа остаются неизменными для любого человека, кем бы он ни был и какого бы вероисповедания или сексуальной ориентации он ни придерживался. В этом смысле, психоанализ гея ничем не отличается от психоанализа любого другого человека.

NB. Говоря «гей» я имею ввиду человека позиционирующего себя как гей.

Основная задача психоанализа – помочь анализанту осознать и корректно сформулировать проблему, сводящую его с ума. Сам, без психоанализа, анализант сделать этого не может, так как данная проблема лежит в бессознательном; для анализанта ее как бы нет, поэтому он лишен возможности решать проблему эффективно. (В понятие деятельности здесь входит и попытка стабилизировать собственную психику, попытка сделать свои психические реакции приемлемыми для себя.)

Основная задача психоанализа гея ничем не отличается от основной задачи психоанализа вообще, так как, строго говоря, структура психики гея принципиально ничем не отличается от структуры психики любого другого невротика. Психоанализ помогает любому обратившемуся за помощью стать эффективным в решении своих проблем и получить возможность жить в соответствии со своими желаниями.

Гей по своей невротической конституции, в первую очередь, конечно же – нарцисс: поразить референтного Другого не от мира сего сущностью своей природы, донести до него наличие в себе особой, нечеловеческой чувственности является сверхцелью для него. Гей весь сосредоточен на создании внешнего эффекта, он как бы весь вовне, ему сложно принять, что психоанализ интересует не события его внешней жизни, а события его внутренней жизни. Когда он все-таки извлекает свою душевную жизнь, то, опять же, стремиться, чтобы она выглядела как можно более изысканной, в крайнем случае - необычной.

В своем представлении гей является себе необычным существом, поэтому он не собирается мириться с мыслью, что структура его психики принципиально ничем не отличается от структуры психики любого другого человека. В этом большая проблема психоанализа гея: сама идея о предсказуемости его психики, как возможности психоанализа, неосознанно отторгается им. Справедливости ради надо сказать, что стремление иметь только «изысканную» душевную жизнь относится не только к геям, это достаточно распространенное «нарциссическое» сопротивление анализу.

Психоанализ гея представляет собой парадоксальную ситуацию, когда анализант, заявляя о желании корректировать свои психические процессы именно посредством психоанализа, бессознательно отторгает психоанализ, как совершенно бесполезную процедуру в его случае. В представлении гея, его психика принципиально не может быть понятна аналитику, так же как физиология инопланетянина не может быть понятна земному врачу.

Такое парадоксальное отношение гея к психоанализу выливается в его парадоксальное позиционирование себя внутри аналитической процедуры: быть непонятным для аналитика является для гея не проблемой, а целью; в результате, анализ искусственно запутывается на самых простых участках. Так, например, когда аналитик просит такого анализанта как-то прояснить противоречивую характеристику его отношения к своей матери, в которой он, одновременно, и любит ее, и старается контактировать с ней как можно реже, анализант заявляет примерно следующее «Это не противоречие, просто у меня все так необычно (вам этого не понять)».

Неожиданным и достаточно сложным открытием, которое делает для себя гей в процессе знакомства с психоанализом, является отказ психоаналитика считаться с тем, что он позиционирует себя как гей. Конечно, это препятствие открывает для себя в психоанализе не только гей, его открывают любой, кто однозначно идентифицирует себя с какой-либо структурой своего «Я». Так, например, анализант, бывший оперуполномоченный, объясняя свою навязчивую потребность следить за своей женой, с большим чувством говорил: «Понимаете, я - мент, я по натуре мент». Понятно, что такое объяснение ничего не объясняет, а только запутывает, никакой-такой «ментовской натуры» не существует. Или, например, когда анализант объясняет то или иное свое абсурдное действие тем, что он «добрый», я нахожу данное объяснение опять же недостаточным, - добрый человек совсем необязательно является глупым, а речь в данном случае идет об объяснении именно глупого поступка.

Когда анализант объясняет какое-либо противоречие или проблему тем, что он гей, это объяснение выглядит, очевидно, недостаточным. По сути, это только удобное для анализанта объяснение (интеллектуализация) – объяснение, блокирующее в подсознании неудобное (страшное) представление о проблеме. Так, например, сексуальная жизнь большинства геев начиналась вполне себе гетеросексуально. Они пытались знакомиться с девушками, ухаживать за ними и заниматься с ними сексом, но у них ничего не получалось. Сексуальное общение с девушкой для гея слишком проблематично, он слишком перенапряжен. Часто, он просто и откровенно боится секса с девушкой, естественно, у него ничего не получается; одновременно, однополый секс не вызывает у него никаких проблем.

Анализант объясняет данные психофизиологические аномалии наиболее удобным для себя образом, а именно тем, что он гей, поэтому мол все так и выходит. Такое объяснение не может быть принято, главным образом, потому что оно ничего не объясняет. Для психоанализа объяснение «это потому, что я – гей» является тарабарщиной, или, как я уже говорил выше, формой интеллектуального блокирования анализа. Отталкиваться в анализе психических процессов анализанта от того, что он гей, – все равно, что объяснять навязчивую потребность анализанта в слежке за своей супругой тем, что у него «ментовская» натура, или принимать в расчет доброту анализанта, при анализе причины его виктимного поведения.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст статьи можно купить.

Статья "Особенности психоанализа гея"
1100
р.
Click to order
Made on
Tilda