* Переживание возможности своеволия тождественно переживанию свободы выбора. Следовательно, доопределяя материю субъекта состоянием собственного самоосновного онтологического присутствия, мы не только не лишаем субъекта свободы выбора, но, напротив, постулируем данную свободу как отправной пункт его деятельности.
* Являясь исходным, а не искомым переживанием, априорное своеволие может служить критерием априорного выбора.
* Возможность своеволия как сверхцель деятельности субъекта корректно объясняет, каким образом объективно неправильное решение может быть следствием его априорного выбора.
Доопределив “натуру” человека состоянием самоосновного онтологического присутствия, мы оказываемся перед проблемой превращения человеком своеволия в собственный красивый дом и дружную семью, что представляется чисто техническим заданием. Тогда как, доопределив “натуру” субъекта стремлением к наслаждению, мы попадаем в ряд логических противоречий, существование которых ставит под вопрос любое научное исследование, опирающееся на данный подход.
В качестве предварительного итога. Пристальное изучение цели деятельности субъекта позволяет произвести ее условное разделение на “внешнюю” и “внутреннюю” при доминирующем характере последней. Причем “внутренняя” цель является внутренней не по отношению к “внешней” ( дескать, “хитрит истеричка, работать не хочет”), а является таковой, как “субъективная” цель, соприродная самому субъекту.
Продумывая возможность образования “внутренней” цели деятельности субъекта, мы столкнулись с парадоксом “предустановленного выбора”, преодоление которого привело нас к следующему заключению. Логически непротиворечивая картина формирования цели деятельности субъекта требует констатации того, что “внутренней”, следовательно “истинной”, целью деятельности является реализация субъектом состояния самоосновного онтологического присутствия, переживаемого им как априорное своеволие. Данный вывод подтверждает посылку Ф.Достоевского, который рассматривает своеволие как искомое субъектом переживание.
“Но повторяю вам в сотый раз, что есть только один случай, только один, когда человек может нарочно, сознательно пожелать себе даже и вредного, глупого, даже глупейшего, а именно, чтоб иметь право пожелать себе даже и глупейшего и не быть связанным обязанностью желать себе одного только умного. Ведь это глупейшее, ведь это свой каприз, и в самом деле, господа, может быть выгоднее для нашего брата из всего, на земле, особенно в иных случаях. А в частности, может быть выгоднее всех выгод даже и в таком случае, если приносит нам явный вред и противоречит самым здравым заключениям нашего рассудка о выгодах, потому, что сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность..."
( Ф.Достоевский “ Записки из подполья” часть 1 “Подполье”, гл. 8)
В качестве вступления к четвертой части. Необходимость введения четвертой части обусловлена однозначностью допущения, на котором построена данная работа. То есть четвертая часть призвана сбалансировать ту категоричность, с которой ввелся постулат самоосновности субъекта. Для декларируемой цели данной работы, то есть демонстрации принципиального отличия деятельности животного от деятельности человека, однозначность допущения состояния самоосновности субъекта в качестве определяющего момента деятельности человека оправдана. Но для удовлетворительного описания действительности такая категоричность явно недостаточна.
Отделив объективную реальность от субъективной, необходимо показать, что и та, и другая реальности сами по себе двойственны. То есть налицо некая одновременная двойственность природы и человека самих по себе. Подобно тому, что природа существует одновременно и как Единое, и как разное, человек существует одновременно и как самосуществующая реальность, способная выделить себя как такового из окружающего мира, и как представитель некой субъективной реальности, выделиться из которой ему не представляется возможным.
Четвертая часть
Возможность реализации своеволия “другого”, как необходимое условие реализации собственного своеволия
Парадокс одновременной двойственности существования человека обнаруживается именно при попытке субъекта выделить себя как самосуществующую единицу из общества других людей. Оказывается, что своеволие имеет необходимым условием своей реализации включенность субъекта в общество людей, то есть в общество таких же своеволий. Необходимым условием реализации собственного своеволия субъекта оказывается является возможность своеволия другого.
Предусловием реализации своеволия и, соответственно, его ограничением является приобщенность субъекта к некой единой для всех людей реальности, принадлежность к которой и определяет возможность переживания им своей самоосновности. Оказывается человек может переживать себя как самоосновную единицу, “право имеющую”, до тех пор, пока он включен в некую универсальную субъективную реальность. Человек включен в данную реальность бессознательно в том смысле, что необходимый для себя характер данного включения он может осознать только после его потери. Характерно в этом смысле, что Раскольников переживает перемену, произошедшую в нем после преступления, именно как потерю возможности “нормальной” коммуникации с другими людьми.
“С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. Не то чтоб он понимал, но он ясно ощущал, всею силой ощущения, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже с чем бы то ни было ему уже нельзя более обращаться к этим людям в квартальной конторе, и будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал такого странного и ужасного ощущения. И что всего мучительнее - это было более ощущение, чем сознание, чем понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшей ощущение из всех до сих пор жизнью пережитых им ощущений. <...> - Полноте маменька,- с смущением пробормотал он, не глядя на нее и сжав ее руку,- успеем наговориться!
Сказав это, он вдруг смутился и побледнел: опять одно недавнее ужасное ощущение мертвым холодом прошло по душе его; опять ему стало совершенно ясно и понятно, что он сказал сейчас ужасную ложь, что ни только никогда теперь не прийдется ему успеть наговориться, но уже ни об чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить. Впечатление этой мучительной мысли было так сильно, что он, на мгновение, почти совсем забылся, встал с места и, не глядя ни на кого, пошел вон из комнаты.”
(Ф.Достоевский “Преступление и наказание” часть2 гл.1; часть3 гл.3)
Представляется возможным назвать переживание принадлежности к некой единой субъективной реальности совестью. И, таким образом, можно сказать, что своеволие ограничено рамками совести. Данную закономерность Достоевский демонстрирует “от противного”, т. е. реализация своеволия без учета голоса совести приводит к деструкции самого своеволия (переживание Раскольниковым необходимости “наказания”; умопомешательство Ивана Карамазова; самоубийство Смердякова; самоубийство Ставрогина; самоубийство Свидригайлова).
(Смердяков отдает Ивану деньги Федора Павловича) ”Не надо мне их вовсе-с,- дрожащим голосом проговорил Смердяков махнув рукой.- Была такая прежняя мысль-с, что с такими деньгами жизнь начну в Москве, али пуще того за границей, такая мечта была-с, а пуще все потому, что “все позволено”. Это вы вправду меня учили-с, ибо много вы мне тогда этого говорили: ибо коли бога бесконечного нет, то и нет никакой добродетели, да и не надобно ее тогда вовсе. Это вы вправду. Так я и рассудил. <...>
- Так чего же ты их отдаешь?
- Полноте...ничего-с! - махнул опять Смердяков рукой.- Вы вот сами тогда все говорили, что все позволено, а теперь-то почему так встревожены, сами-то-с? Показывать на себя даже хотите идти...”
(Ф.Достоевский “Братья Карамазовы”, книга одиннадцатая, гл.8 ).
Несмотря на то, что голос совести можно “услышать” только после “преступления”, и поэтому, казалось бы, должна быть возможность для диссоциации своеволия и совести, Достоевский утверждает, что данная диссоциация вообще невозможна, так как преступлению предшествует умопомешательство. Характерно в этом смысле, что ни Ставрогин, ни Иван Карамазов не совершают убийства собственными силами, для совершения преступления находится “верующий” в них исполнитель, и Раскольников испытывает давление провидения как решающий фактор, толкнувший его на исполнение идеи:
“ Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в его собственной голове зародились...такие же точно мысли ? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?..Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как-будто действительно было тут какое-то предопределение, указание. <...> Первоначальное изумление его мало-помалу сменилось ужасом, как-будто мороз прошел по спине его. Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал , что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.
До его квартиры оставалось только несколько шагов. Он вошел к себе, как приговоренный к смерти.”
( Ф.Достоевский “ Преступление и наказание ” часть первая, гл. 5 )