Не сходите с ума - Обратитесь к психоаналитику

Классический психоанализ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
En/ Ru

ГОКР

Введя понятие "ГОКР" психиатрия попала в очень сложную ситуацию. С одной стороны, психиатры не могли не ввести данное понятие – проблема слишком очевидна (гомосексуальные страхи приобрели характер психической эпидемии) и хорошо описана. Кроме того, сами пациенты настаивают на том, чтобы их гомосексуальные побуждения воспринимались именно как навязчивые (необъяснимые) побуждения, а не как скрытые (истинные) желания. С другой стороны, для психиатрии такая проблема просто невозможна - психиатр не видит особой разницы между гетеросексуальным и гомосексуальным возбуждением, с точки зрения взаимодействия нейронов это одно и тоже.


NB. Первая редакция моей работы «Гомосексуальные страхи» вышла около двадцати лет назад, с тех пор, по мере поступления нового материала и наличия свободного времени, я ее неоднократно редактировал – совершенствовал и форму и содержание. Текст и сейчас остается слишком научным – слишком плотным для прочтения людьми далекими от психоанализа. Но главного достигнуть удалось: любой, обратившийся за помощью к данному тексту, легко вычитывает осевую мысль, а именно, что рефлексируемое им гомосексуальное возбуждение не говорит о его(ее) скрытой гомосексуальности, что его гомосексуальное возбуждение, это все лишь побуждение, которое без его санкции никогда не превратится в желание, а значит, и не будет им реализовано, а санкцию он никогда ему не даст именно потому что он не гей (гей – он на то и гей, что обнаруживая у себя гомосексуальное возбуждение с радостью выдает ему санкцию на реализацию).


Психиатры в этом смысле долго раскачивались, но эта задержка как раз вполне объяснима и даже закономерна, с введением понятия "ГОКР" психиатрия попадает в очень сложную ситуацию – данное понятие разрушает всю медицинскую парадигму (парадигма – исходные допущения присутствующие в любой науке, они призваны отделить истинные (принимаемые за таковые) высказывания от ложных). В понятии «ГОКР» имплицитно присутствует возможность разделения понятий «побуждение» и «желание», каковой выступает понятие «субъект» (именно субъект, исходя из своих имманентных требований, выдает санкцию побуждению, превращая его тем самым в желание), а медицинская парадигма категорически не допускает такого разделения, для нее понятия побуждения и желания являются принципиально тождественными. (Если человек не идет за своими психофизиологическими побуждениями, то он согласно медицинскому взгляду на жизнь – идиот, и его надо лечить. Согласно этому взгляду человек всегда должен реализовывать свои психофизиологические побуждения, - если у него с гетеросексуальным возбуждением проблема, а гомосексуальным не совсем, то он однозначно гей, хоть и латентный). Понятие «субъект» для основы медицинского дискурса вообще является философской ахинеей, не имеющей никакого практического значения. Вот и получается: либо медицинская парадигма либо ГОКР, одно исключает другое.


Эта вроде бы теоретическая проблема выливается во вполне себе практическое бессилие психиатра. Чем он может помочь тому, кто сходит с ума от от мысли, что он латентный гей - сказать ему: «Не волнуйся, ты не гей!», «Не волнуйся, у тебя все будет хорошо!», «Не волнуйся, вас таких миллионы; попей успокоительных, тебе надо поспать!», - или посоветовать вырабатывать у себя рвотный рефлекс на гомосексуальные стимулы (так пытаются лечить гомосексуализм в США). Человек, пришедший на прием с проблемой гомосексуальных страхов хочет, как минимум, избавиться от навязчивой мысли, что он – гей, как максимум, прорваться к своему гетеросексуальному возбуждению, преодолев страхи и комплексы своего сексуального закулисья. Чем тут может помочь психиатр, если он и сам считает, что наличие гомосексуального возбуждения говорит о гомосексуальной предрасположенности; по большому счету, психиатр вообще не понимает о чем пациент переживает – гомосексуализм давно уже вычеркнут из реестра психических заболеваний.


Чтобы помочь человеку избавиться от гомосексуальных навязчивостей нужно дать ему возможность заглянуть в свое подсознание, разобраться со всем тем нагромождением бреда, который именуется комплексом Эдипа-Электры (мысль о своей гомосексуальной предрасположенности исчезает ровно в тот момент, когда человек осознает (видит как неоспоримый факт), что он искусственно прячется в гомосексуальность спасаясь от инцестуального возбуждения). Чем здесь может помочь психиатрия?!


NB. К слову сказать, для фрейдовских психоаналитиков понятие «гомосексуальные страхи», а соответственно и понятие ГОКРа, так же как и для психиатров совершенно необъяснимо. Фрейд был невропатологом и последовательным дарвинистом, в его теории нет ни разделения понятий «потребность» и «желание», ни возможности для такого разделения (теория Фрейда отторгает понятие «субъект», для него человек – это структурируемая извне оргазмирующая биомасса с некой филогенетической памятью). Исходя из взглядов Фрейда человек должен быть индифферентен к способу получения сексуального оргазма. Лакан пытается оперировать понятием "желание", но совершенно запутывается; понятийный хаос оставленный Лаканом последователи и поклонники почему-то относят на счет его гениальности.