Продвигая свою децентрированную модель психики З. Фрейд вынужден недопустимо упрощать, а иногда и прямо искажать структуру динамических отношений человека с внутренней и внешней реальностью. Так, Фрейд пытается представить процесс восприятия в виде простого акта наполнения воспринимающей системы человека значениями, исходящими из внешней ему объективной реальности, а воспринимающий центр (в схеме Фрейда, это “Я”), соответственно, в виде простого элемента, который лишь канализирует некие естественные силы.
Обсуждение вопроса о источнике значения восприятия крайне важно в контексте критики психоаналитической теории З.Фрейда. Если значения восприятия, лежат вне человека (в терминологии Фрейда – «Я-Оно»), то допущение либидиозной энергии, в качестве фактора, безусловно движущего человеком, возможно. Если же значения восприятия находятся “внутри” (врождены) человеку, то такое допущение невозможно. В этом случае воспринимаемое значение предустановлено не только по отношению к внешнему объекту, воспринимаемому человеком, но и по отношению к вожделениям Оно, которые тем самым лишаются своей безусловной движущей силы.
Разрешение вопроса об источнике значения восприятия может либо подтвердить исходные допущения Фрейда, либо опровергнуть их, поставив тем самым под сомнение все последующие психоаналитические нагромождения.
1.
Объективная реальность — источник воспринимаемых “Я” значений.
Объективная реальность является, по мнению Фрейда, источником воспринимаемых человеком значений. Акцент в данном случае стоит на том, что значение, по мнению основателя психоанализа, поступает к человеку извне.
“…всякое значение исходит из внешнего восприятия …Я есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира при посредстве W-Bw часть Оно..”
З.Фрейд “Я и ОНО” М. 1991г. Серия “Детский психоанализ”-1. с.69
Восприятие объективной реальности, соответственно, представлено Фрейдом в качестве процесса прямого заполнения воспринимающей системы значениями, исходящими из объективной реальности; ощущения несут собой значение непосредственно. Восприятие мыслительного процесса отличается от восприятия объективной реальности тем, что требует опосредующего звена из представления слов.
«
Само собой разумеется, что сознательны все восприятия, приходящие извне, (чувственные восприятия), а также изнутри, которые мы называем ощущениями и чувствами. Как, однако, обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы – несколько грубо и недостаточно – можем назвать процессами мышления? Вопрос: «Каким образом что-либо (речь идет о мысли И.В) становится сознательным?» — целесообразно было бы облечь в такую форму: «Каким образом что-нибудь становится предсознательным?» Тогда ответ гласил бы так: «В соединении с соответствующими словесными представлениями».З.Фрейд “Я и ОНО” М. 1991г. Серия “Детский психоанализ”-1. с.64-65
“
Роль представлений слов становится теперь совершенно ясной. Через их посредство внутренние процессы мысли становятся восприятиями. Таким образом, как бы подтверждается положение: всякое значение происходит из внешнего восприятия. При осознании (Uberbesetzung)мышления мысли действительно воспринимаются как бы извне и потому считаются истинными.” (там же)
З.Фрейд “Я и ОНО” М. 1991г. Серия “Детский психоанализ”-1. с.68
Здесь необходимо отметить, что говоря “представление слов” З.Фрейд имеет ввиду только различные пути формирования образа слова.
«
Эти словестные представления суть следы воспоминаний; они были когда-то восприятиями и могут, подобно всем остальным следам воспоминаний, снова стать сознательнымиЗ.Фрейд “Я и ОНО” М. 1991г. Серия “Детский психоанализ”-1. с.65
Так, услышанному слову соответствует звуковой эквивалент (след воспоминания). Увиденное слово, в виде буквы или жеста, имеет в системе воспоминаний зрительный эквивалент.
Необходимо отметить, что в своем понимании сути процесса восприятия Фрейда не одинок. Помимо медицинского взгляда на природу психических процессов, здесь следует упомянуть также психологическую теорию «Деятельности» Леонтьева-Рубинштейна.
Характерно, отсутствие какого-либо обоснования взгляда на восприятие человеком объективной реальности, как на ее отражение в психике. А обосновывать то, есть что! Совершенно очевидно, что в восприятии человека объективная реальность преломляется, а не отражается; причем, преломляется по некому индивидуальному, заранее неизвестному, сценарию.
Может поэтому и не обосновывают, что представление о человеке, как о животном, то есть, объекте с предсказуемой схемой восприятия объективной реальности, может быть только объектом веры, а не научного анализа.