«Я предполагаю, что Вы готовы подозревать, будто это описание полноты и силы сексуальных отношений маленькой девочки к своей матери очень преувеличено. Ведь когда наблюдаешь за маленькими девочками ничего подобного за ними не замечаешь….И тогда мы пользуемся нашим правом изучения остатков и последствий этого мира чувств у лиц, у которых данные процессы развития стали особенно отчетливыми или даже чрезмерными. Ведь патология благодаря изоляции и преувеличению всегда оказывала нам услугу в познании отношений, которые в норме остаются скрытыми. А так как наши исследования никогда не проводились на людях, страдающих тяжелыми отклонениями, то я полагаю, что мы можем считать полученные результаты достоверными». (стр. 375)
Для Фрейда данная установка является ключевой, хотя с научной точки зрения она совсем неочевидна, об абсурдности идеи «скрытой в природе природы» я говорил выше. Для понимания логики даже самого абсурдного текста необходимо обратиться к выводу, который стремится провести говорящий; так и говорят в этом случае: «Чего хочешь сказать то?». В данном случае вывод из установки Фрейда на поверхности – он хочет, чтобы его воспринимали в качестве имеющего эксклюзивный доступ к истине относительно всех психических явлений. Логика у Фрейда здесь довольно простая: чтобы понять «норму», которая, по его мнению, есть скрытая патология, нужно сначала исследовать патологию, - исследовать ее может только психоаналитик (Фрейд считает, что истина открывается только на психоаналитической сессии, когда в меру сумасшедший анализант выговаривает ее в своем свободном ассоциировании). Если до этого места логика Фрейда была, как минимум, спорной, то с этого места, судя по всему, начинается чистый бред. По тому как Фрейд отбраковывает своих гениальных учеников и фильтрует материал полученный другими психоаналитиками можно заключить, что он претендует на обладание априорного, а самое главное, эксклюзивного доступа к некой истине о сущности психического, который, в свою очередь, дает ему возможность априорно верно интерпретировать происходящее на кушетке.
Доступ к истине у Фрейда почему-то (потому что очень хочется) именно эксклюзивный, у других психоаналитиков такой возможности нет и быть не может по-определению, кто хочет стать психоаналитиком должен принять этот факт как данность, в противном случае Фрейд лишает его диплома и раздражитель исчезает сам собой. Непосвященные (не психоаналитики) вообще права голоса не имеют и должны безропотно внимать Фрейду-мессии, когда тот рассказывает им о них самих совершенно неочевидные и противоестественные вещи.
Фрейд в чем-то действительно гений, но никак не мессия, никакой эксклюзивного доступа к истине у него нет и быть не может. Факт состоит в том, что фрейдовский психоанализ со временем почти сошел на нет - Фрейд создал плохой психоанализ, следовательно никакого доступа к истине у него не было. Кроме того, гениальность и сумасшествие никогда не было противоречием. Я думаю, что Фрейд – это именно сумасшедший гений, протащивший через критику здравого смысла свою идею о пансексуализме ребенка (исходном пансексуализме человека). Для меня совершенно очевидно, что доказывая пансексуализм ребенка Фрейд пытается снять с себя ответственность за инцестуальные побуждения в адрес матери, о нежных отношениях с которой он не раз говорил.
«Я обнаружил на собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу, и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу царя Эдипа». (Фрейд, из письма Вильгельму Флиссу (Jill Scott Electra after Freud, c. 7-9))
Своей неочевидной теорией детского пансексуализма Фрейд как бы говорит своему разгневанному отцу: «Не убивай меня, я не виноват в своей эрекции на мать, просто все дети гиперсексуальны по своей природе. Посмотри на ребенка и ты сам в этом убедишься. Видишь с каким удовольствием он сосет материнскую грудь, этот румянец на его довольном личике явно оргазмический. Я не понимаю, как ты можешь не видеть в акте сосания ребенка сексуальное действо, это же так очевидно?! А посмотри с каким удовольствием он какает, очевидно, что его либидо ищет новые пути реализации и он примеряется к анальному оргазму. А кому он несет свои каки, опять же матери и конечно же как предложение разделить с ним его оргазм. Как ты не видишь, что все мальчики хотят секса с матерью, посмотри как они трутся возле них в надежде на соблазнение; а девочки злятся потому что мать лишила их такой надежды, - соблазняла, а потом кастрировала. Такова природа человека, папа! Как ты всего этого не видишь!» «Э, Зиги, - выпучил на услышанное глаза отец, - да ты у меня болен!». «Да, папа, я болен, я лечусь, думай что хочешь, только не убивай меня (не завершай кастрацию, которую начал обрезанием)!».
Несмотря на все эти очевидности понятие комплекса «кастрации» не так абсурдно, как может показаться на первый взгляд. Анализант, конечно, не говорит о страхе кастрации, возможность кастрации совершенно невероятна, этот страх однозначно бы маркировался в анализе как проблема-заместитель (псевдо проблема уводящая анализ от истиной проблемы), но он открыто транслирует психоаналитику свое представление о себе, как о существе «без пениса», если говорить о мужчине, и существе «с пенисом (без вульвы)», если говорить о женщине. Чаще всего, анализант говорит о себе, как о сущности «не от мира сего»: возвышенной, духовной (с расширением исключительной, избранной, инакой). В этом представлении его совершенно не интересуют никакие «земные» удовольствия, в первую очередь, конечно же, секс - именно в этом смысле он существо «без пениса».
Реже анализант прямо говорит психоаналитику, что в его представлении у него пениса нет. На недоуменный взгляд аналитика, на предыдущей сессии обсуждались его сексуальные приключения, отвечает: «Вот так! Теперь мне так кажется. Примите это к сведению (теперь в своем анализе вы должны исходить из этого)». Такого рода заявления можно однозначно маркировать как всплеск сопротивления анализу, дальнейшее течение анализа всегда подтверждает, что анализант таким образом реагирует на поднимающиеся из подсознания инцестуальное возбуждение.
Представление о своей априорной асексуальности крайне пластично и устойчиво к критике, иногда оно принимает форму отказа от своих гениталий, но в любом из вариантов на нем лежит функция вытеснения (внутри психоаналитической процедуры – сопротивления) представления о своей инцестуальной сверхценности (сверхценности собственных гениталий). Представление о своей априорной асексуальности транслируется однополому родителю с целью отвести от себя его подозрения в соблазнении разнополого родителя. В анализе девочки, потенциального трансгендера, это видно особенно отчетливо.
Не рассматривая человека как субъекта Фрейд лишил себя возможности увидеть его творческие способности в построении им представления о себе и мире. Фрейд не понял, что весь текст, транслируемый анализантом на психоаналитической сессии является искусственно созданной им конструкцией, имеющей целью блокировать возможность проникновения в сознание инцестуальных побуждений. Представление девочки о желании иметь пенис – не исключение. Обесценивая свою вульву девочка уводит из сознания представление о ее сверхценности для отца. Вместе с тем, она конечно знает, что ее гениталии – это ее сокровище – возможность овладения отцом (с расширением «возможность власти над миром»). Представление о сверхценности собственных гениталий чревато потерей матери, поэтому оно покрывается представлением о ничтожности этих самых гениталий, которое и транслируется анализантом вовне. При этом женщина настолько вживается в роль, что ее спектаклю невольно веришь: и гнев, и ненависть, и слезы - все настоящее. Вот Фрейд и купился. Может быть даже принял желаемое за действительное: нельзя исключать, что он и сам крайне нуждался в эффективной схеме вытеснения инцестуальных побуждений, каковой собственно и является представление о возможности своей кастрации. Очень вероятно, что Фрейд объявил комплекс «кастрации» природой человека, то есть, чем-то не имеющим контекста, потому, что не хотел (боялся) заглянуть в свое закулисье и увидеть там желание и возможность инцеста с горячо обожаемой им матерью.
В качестве предварительного итога. Причиной появления такого странного представления Фрейда о природе женственности стали, как минимум, два фактора. О главном факторе – отсутствии субъектности в представлении Фрейда о человеке я говорю в данной работе. Фрейд хотел описать человека, как высокоорганизованное животное, поэтому у него получилась ерунда.
Вторым фактором является неверное представление Фрейда о природе сексуальности. Сексуальное удовлетворение (оргазм) возникает не в следствии стимулирования соответствующих эрогенных зон, как казалось основателю психоанализа (и кажется, на самом деле, очень многим людям), а в следствии реализации человеком своих сексуальных фантазий. Сексуальное возбуждение в целом, и сила оргазма в частности, зависит не от размеров полового органа и не от его, если так можно выразиться, качества, а от присутствия у человека возможности находить и эксплуатировать возбуждающие его сексуальные фантазии.