Введя понятие «ГОКР» психиатрия попала в очень сложную ситуацию. С одной стороны, психиатры не могли не ввести данное понятие – проблема слишком очевидна (гомосексуальные страхи приобрели характер психической эпидемии) и хорошо описана. Кроме того, сами пациенты настаивают на том, чтобы их гомосексуальные побуждения воспринимались именно как навязчивые (необъяснимые) побуждения, а не как скрытые (истинные) желания. С другой стороны, для психиатрии такая проблема просто невозможна - психиатр не видит особой разницы между гетеросексуальным и гомосексуальным возбуждением, с точки зрения взаимодействия нейронов это одно и тоже.
NB. Первая редакция моей работы «Гомосексуальные страхи» вышла около двадцати лет назад, с тех пор, по мере поступления нового материала и наличия свободного времени, я ее неоднократно редактировал – совершенствовал и форму и содержание. Текст и сейчас остается слишком научным – слишком плотным для прочтения людьми далекими от психоанализа. Но главного достигнуть удалось: любой, обратившийся за помощью к данному тексту, легко вычитывает осевую мысль, а именно, что рефлексируемое им гомосексуальное возбуждение не говорит о его(ее) скрытой гомосексуальности, что его гомосексуальное возбуждение, это все лишь побуждение, которое без его санкции никогда не превратится в желание, а значит, и не будет им реализовано, а санкцию он никогда ему не даст именно потому что он не гей (гей – он на то и гей, что обнаруживая у себя гомосексуальное возбуждение с радостью выдает ему санкцию на реализацию). Мысль проста и очевидна, недаром ее тут же начали воровать вместе с текстом (а я и не против, пусть распространяется - мне искренне жаль сотни миллионов прекрасных молодых людей, которые запутавшись в своей «избранности» неожиданно оказались перед ужасной перспективой метафизического исчезновения в «меньшинстве»).
Психиатры в этом смысле долго раскачивались, но эта задержка как раз вполне объяснима и даже закономерна, с введением понятия «ГОКР» психиатрия попадает в очень сложную ситуацию – данное понятие разрушает всю медицинскую парадигму (парадигма – исходные допущения присутствующие в любой науке, они призваны отделить истинные (принимаемые за таковые) высказывания от ложных). В понятии «ГОКР» имплицитно присутствует возможность разделения понятий «побуждение» и «желание», каковой выступает понятие «субъект» (именно субъект, исходя из своих имманентных требований, выдает санкцию побуждению, превращая его тем самым в желание), а медицинская парадигма категорически не допускает такого разделения, для нее понятия побуждения и желания являются принципиально тождественными. (Если человек не идет за своими физиологическими побуждениями, то он согласно медицинскому взгляду на жизнь – идиот, и его надо лечить. Согласно этому взгляду человек всегда должен реализовывать свои физиологические побуждения, - если у него с гетеросексуальным возбуждением проблема, а гомосексуальным не совсем, то он однозначно гей, хоть и латентный). Понятие «субъект» для основы медицинского дискурса вообще является философской ахинеей, не имеющей никакого практического значения. Вот и получается: либо медицинская парадигма либо ГОКР, одно исключает другое.
Эта вроде бы теоретическая проблема выливается во вполне себе практическое бессилие психиатра. Чем он может помочь парню сходящему с ума от мысли, что он латентный гей и просто боится это признать, - сказать ему: «Не волнуйся, ты не гей!», «Не волнуйся, у тебя все будет хорошо!», «Не волнуйся, вас таких миллионы; попей успокоительных, тебе надо поспать!», - или посоветовать вырабатывать у себя рвотный рефлекс на гомосексуальные стимулы (так пытаются лечить гомосексуализм в США). Человек, пришедший на прием с проблемой гомосексуальных страхов хочет, как минимум, избавиться от навязчивой мысли, что он – гей, как максимум, прорваться к своему гетеросексуальному возбуждению, преодолев страхи и комплексы своего сексуального закулисья. Чем тут может помочь психиатр, если он и сам считает, что наличие гомосексуального возбуждения говорит о гомосексуальной предрасположенности; по большому счету, психиатр вообще не понимает о чем пациент переживает – гомосексуализм давно уже вычеркнут из реестра психических заболеваний.
Чтобы помочь человеку избавиться от гомосексуальных навязчивостей нужно дать ему возможность заглянуть в свое подсознание, разобраться со всем тем нагромождением бреда, который именуется комплексом Эдипа-Электры (мысль о своей гомосексуальной предрасположенности исчезает ровно в тот момент, когда человек осознает (видит как неоспоримый факт), что он искусственно прячется в гомосексуальность спасаясь от инцестуального возбуждения). Чем здесь может помочь психиатрия?!
NB. К слову сказать, для фрейдовских психоаналитиков понятие «гомосексуальные страхи», а соответственно и понятие ГОКРа, так же как и для психиатров совершенно необъяснимо. Фрейд был невропатологом и последовательным дарвинистом, в его теории нет ни разделения понятий «потребность» и «желание», ни возможности для такого разделения (теория Фрейда отторгает понятие «субъект», для него человек – это структурируемая извне оргазмирующая биомасса с некой филогенетической памятью). Исходя из взглядов Фрейда человек должен быть индифферентен к способу получения сексуального оргазма.
Лакан пытается втиснуть во фрейдовскую теорию понятие «нарциссизм» (нарциссизм французов игнорировать совершенно невозможно, но для Фрейда данное понятие диспропорционально, он считает «Я» пассивной структурой), но его усилия ничего принципиально не решают. Нарциссизм у Лакана является такой же потребностью, как и прочие, о возможности селекции человеком своих психофизиологических потребностей в соответствии с искомым представлением о себе он ничего сказать не может.