Не все так просто; хотя, надо признать, что Ваш вопрос имеет большое значение и для отдельного человека, и для человечества в целом. В частности, именно невозможность сделать бывшее не бывшим видится некоторыми философами-экзистенциалистами причиной ужаса и безвыходности человеческого существования, и является основной претензией к Богу, как создателю такого чудовищного мира, где ошибка и случайность имеют для человека фатальное значение.
Прошлое не представляется психоанализу таким неизменным, как оно Вам кажется. Любое наблюдаемое событие определяется контекстом происходящего, соответственно, при изменении контекста меняется и само событие. Интуитивно, каждый человек это знает и использует в жизни. Возьмите, например, технологию защиты преступника. Для того чтобы добиться смягчения приговора адвокату необходимо представить преступление в нужном контексте. «Да, он убил шестерых человек, — говорит адвокат, — но он был вынужден это сделать, потому что его дети пухнут с голоду». И если ему это удается, то одно событие пропадает и на его место встает другое событие, ответственность за которое не предусмотрена. В данном примере, подсудимый уже не людей убивает, а детей от голодной смерти спасает, а это, согласитесь, не одно и тоже. Или, например, возьмите работу журналистов и политтехнологов, — та же самая борьба за нужное событие за счет формирование нужного контекста.
Психика работает точно так же: человек формирует нужное ему событие за счет формирование нужного контекста, он сам себе и преступник, и адвокат, и журналист, и политтехнолог.
В неврозе психика человека работает на «оправдательный приговор» («прокурор» обвиняет его в желании инцеста), перекраивая и переосмысливая все прошлое в соответствии с этой целью. Любовь к отцу, как правило, жертвуется в угоду необходимости защиты. Злой отец выгоден как мальчику, так и девочке. Сделав отца злым девочка надежно блокирует в бессознательном и свои запретные нежные чувства к нему и свои инцестуальные фантазии, а мальчик получает «цербера», который надежно защищает спальню матери, и ни за что не позволит инцесту случится. В анализе хорошо видно как именно психика работает над формированием образа «злого отца». Так, например, начиная анализ женщина уверена, что ненавидит своего отца и обожает свою мать, и очень эмоционально это доказывает, рассказывая всевозможные случаи из своего детства. К середине анализа, когда обвинение в желании инцеста звучит уже не так угрожающе выясняется, что отец не такой уж и плохой человек, и что счастливые моменты ее детства связаны именно с ним. А к концу анализа, когда «обвинение» снимается вовсе, и любовь к отцу просыпается и психика начинает работать не на его обвинение, а на его оправдание.
В процессе анализа прошлое человека меняется не только благодаря тому, что из бессознательного появляются вытесненные события, но и благодаря тому, что некоторые события просто исчезают, оказывается, что их просто не было, и на их месте появляются новые события, о которых человек даже и не подозревал. Так, например, в процессе анализа из бессознательного всплыло событие, которое и обусловило страх перед желанием инцеста, — мальчик мастурбировал подглядывая за матерью в душе. Данное событие было им оценено как вожделение к собственной матери, и вызвало убеждение в необходимости борьбы с порочностью собственной натуры, что, в конечном итоге и привело к психическому срыву. Но оказалось, что никакого такого «вожделения» не было, да и быть не могло, просто формирующаяся сексуальность мальчика требовала лицезрения женских (не материнских, а именно — женских) гениталий, и единственным местом где он мог это увидеть был домашний душ. Расставив правильно акценты, мы получили сильное желание увидеть женские гениталии вместо вожделения к собственной матери. Если второе событие психика не могла допустить до сознания и боролась с ним, то первый вариант поставил все на свои места, собственная натура перестала быть страшной и порочной, молодой человек принял себя и свою сексуальность и психика заработала как надо. Ваш пример – это сильный ход «защиты», но все же данная ситуация не так безусловна, как Вы хотите ее представить. Для корректного анализа ситуации нужно использовать следующее «золотое» правило: «если социальная система не распадается, несмотря на всю ее внешнюю аномальность, – значит она внутренне сбалансирована». В вашем рассказе мать предстает как безусловная жертва, а отец, как безусловный агрессор, но так ли это? Мне кажется, что Вы подсознательно недооцениваете как степень бессознательной желательности данной ситуации для матери, так и степень вынужденности данной агрессии для отца. Один мой клиент, у которого отец, так же как и у Вас, был «фашистом», недоумевал — почему после официального развода, на котором он настоял, мать чуть ли ни через день бегала к «фашисту» в гараж.