Мне очень сложно принять самостоятельное решение, и вообще, я очень неуверенный человек. Недавно мне предстояло сказать публично несколько слов на свадьбе подруги, так я перед этим несколько дней не спала. Мне это очень мешает в жизни, а как избавится от неуверенности я не представляю, может подскажете что-нибудь.
Избавится от навязчивой неуверенности не так легко, главным образом потому, что неуверенность имеет вполне определенную бессознательную выгоду, и человек неосознанно культивирует ее. Парадокс заключается в том, что заявляя неуверенность в качестве проблемы человек, на самом деле, ищет доказательства ее неискоренимости, которая, в свою очередь, будет свидетельствовать о его особой, отличной от всех, природе.
Если расспросить человека, стремящегося к уверенности и самостоятельности в жизни, как он видит себе уверенность и самостоятельность, то мы обнаружим странную картину: окажется, что его уверенность должна быть обеспечена тем, кто будет всегда рядом, так, на случай если у него ничего не получится.
Публичное выступление – это проблема любого человека, каждый волнуется, как бы не подпортить свое реноме, а подпортить его можно легко. Недаром, Петр-1 для отсева тупых государственных мужей предлагал всем боярам в Думе говорить «по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была». Если неуверенное состояние не является бессознательно искомым, то человек находит внутренние резервы для стабилизации ситуации. И таких резервов великое множество, они всем известны. Например, человек волнуется, но он встает с рюмкой и говорит: «Ну, говорить я не мастер…», и потом спокойно говорит два часа кряду. Если же существует внутренняя потребность в том, чтобы выглядеть неуверенным, то происходит обратная ситуация – человек вместо того, чтобы стабилизировать свою психику и понизить уровень проблемы, разгоняет проблему, делает из нее катастрофу, со всеми вытекающими эмоциональными реакциями. Что же это за странная потребность такая?
Речь в данном случае как правило идет об инфантилизме (смотри соответствующую страничку сайта) – невротическом образе «правильного ребенка», который человек неосознанно культивирует. Внутри данного образа человек чувствует себя как в крепости, совершенно защищенным от опасности.
Инфантильный невротик должен именно выглядеть «правильным ребенком» и неуверенность для этого прекрасное средство. Он именно добивается впечатления о себе как о «большом ребенке» или «неприспособленном к жизни», и если такое впечатление будет создано, то его цель будет достигнута. Ну, а если кто-нибудь увидит в нем существо «не от мира сего», то это будет просто бальзам ему на душу.
Проблема заключается в том, что уверенным и самостоятельным инфантильному невротику выглядеть гораздо сложнее, нежели неуверенным и никчемным. Его инфантильность – это его алиби, а самостоятельность – смертельный приговор. Ради этого алиби инфантильный невротик жертвует всеми прелестями уверенности и независимости. Конечно, странно выглядеть на свадьбе ему неприятно, но это, по сути, мелочи по сравнению с безопасностью, которую дает ему образ «правильного ребенка».
Данная схема становится очевидна и для неискушенного наблюдателя, когда образ «правильного ребенка», в результате развития болезни, перерождается в нарцисический образ «избранного существа не от мира сего, утонченная натура которого никак не может вписаться в этот чуждый ей мир, не может понять его и действовать в нем адекватно». Тогда все эти: «я не могу», «я это не умею», «это не для меня» приобретают очевидный оттенок желательности.