После рождения ребенка моя жена сильно изменилась, в худшую сторону. Стала: неразговорчивой, раздражительной, ни улыбнется, ни пошутит, часами разглядывает себя в зеркало, по ночам не спит, странная какая-то стала. Главное, что она на ребенка срывается, это меня пугает больше всего. Невропатолог сказал, что это послеродовая депрессия, и что пока жена кормит грудью из препаратов принимать можно только валерьянку да пустырник. Мы пьем, конечно, все это, но мне кажется, что толку мало. Можете ли Вы помочь в данной ситуации.
Психоаналитик, безусловно, может помочь, при условии, что ваша жена сама понимает свое состояние как болезненное и хочет обратиться за помощью именно к психоаналитику. Но, скорее, ей нужна помощь психотерапевта, здесь ему есть над чем поработать: помимо бессознательных конфликтов в случае послеродовой депрессии достаточно проблем, лежащих на поверхности.
Вот только часть из них.
Послеродовая депрессия связана, в первую очередь, с тем, что ребенок своим рождением лишает женщину свободы во всех смыслах этого слова. Женщина становится социально зависимой, теряет возможность социального маневра. Ко всему прочему, она теряет свою сексуальную привлекательность, ее тело становится «неконкурентоспособным». Если фактор «красоты» и «сексуальной привлекательности» был ее важным козырем в борьбе за существование, то потеря таких козырей вызовет немалые проблемы.
О потере темпов карьерного роста здесь мы говорить не будем, это для России не так актуально, хотя и такой фактор присутствует.
Серьезным «ударом» рождение ребенка является для тех женщин, которые сами играют роль ребенка в отношениях с мужем (мужчинами). Рождение конкурента, да еще не суррогатного, а настоящего, так же является фактором, ухудшающим психическое состояние матери.
Рождение ребенка автоматически переводит женщину из «королевы» в «обслугу», ребенок безапелляционно занимает «центр» семьи, вытесняя из него всех без исключения, и если женщина имеет склонность к нарцисизму, то она не может примириться с ролью «обслуживающей потребности младенца», ее психика просто не располагает возможностями к такой трансформации. В этом случае послеродовая депрессия и подсознательное отторжение ребенка обеспечены.
Финансовая состоятельность во многом снимает проблему «послеродовой депрессии», так как, можно имитировать материнскую заботу, не теряя при этом своей личной свободы, за счет всевозможных бон, нянек, воспитателей, психологов, педиатров и пр. К тому же, имея свободное время и средства можно привести свое тело в порядок достаточно быстро.
Более глубинная проблема послеродовой депрессии связана с тем, что возникающая агрессия на ребенка, а она возникает всегда, особенно при первых родах, активизирует комплекс «Электры», то есть некий конгломерат переживаний собственной «плохости», «безнравственности», «развратности» и пр. То в себе, о чем женщина не хотела знать (вытесняла из сознания), через невольную агрессию на ребенка, вновь получает возможность завладеть ее мыслями и побуждениями. Чувствуя, что она иногда готова «убить» это кричащее, сосущее, испражняющееся существо, отнявшее у нее свободу и красоту, женщина невольно получает доказательство, что она действительно безнравственна и теперь это доказано «математически».
После рождения ребенка собственный образ женщины испытывает значительные перегрузки и психотерапевт поможет адаптировать его к новым условиям, поможет укрепить защитные механизмы психики.