Содержание:
  • В качестве вступления
  • Немного о теории вопроса.
  • Некоторые факторы, вызывающих появление послеродовой депрессии.
1. Инфантильная психическая конституция женщины.
2. Актуализация в сознании женщины представления о двойственности своего образа (основной фактор).
3. Встреча с первичной детской психотравмой.
4. Абсолютный эгоцентризм новорожденного
5. Амбивалентное отношение матери к своему ребенку.

В качестве вступления. Толчком к написанию данной работы явилось впечатление, произведенное книгой Ксении Красильниковой «Не просто устала»: автор пытается «вырваться за флажки» житейских стереотипов, и это ее отчаянное усилие не оставляет равнодушным.

Основная мысль, изложенная в данной работе, проста и понятна – Ксения последовательно доказывает, что послеродовая депрессия является серьезным психическим заболеванием.

NB. Вчера мимо моего окна пролетела женщина, жила этажом выше, разбилась насмерть. Говорят, у нее была послеродовая депрессия, осталось двое детей: меньшому несколько месяцев, старшему лет пять. Обострение длилось не один день, даже консьерж заметил, что она не в себе. В психиатрическую клинику должны были лечь в понедельник (дело было в субботу). Муж не уследил, отлучился в туалет, она и сиганула. Чего тянули две недели? Послеродовая депрессия — серьезное психическое заболевание, игнорировать его не надо!

Обобщая произошедшие с ней после рождения сына изменения Ксения не хочет мириться с определением «плохая мать», она настаивает, что все негативные эмоции, которые она обнаружила в себе по отношению к своему ребенку в частности, и материнству в целом, являются следствием заболевания ее психики, а не ее личностной особенностью. Надо сказать – ей это удается, больше всего подкупает, конечно, бескомпромиссность ее борьбы. Книга вышла очень качественная, - видно, что она потребовала от автора помимо креативных и организационных усилий еще и работы с большим количеством научного материала, что само по себе дорогого стоит.

На первый взгляд работа Ксении выглядит как попытка снять с себя ответственность за деструктивные чувства и соответствующие побуждения к своему ребенку (надо отдать должное автору – в описании сползания своей психики в мрак безумия она себя не щадит). Кажется, опять же на первый взгляд, что призыв о помощи, пронизывающий всю книгу, есть не что иное как имитация усилия быть матерью, которое автору априорно не дано. Но, это только на первый взгляд, - решение Ксении пройти лечение в психиатрической клинике говорит о том, что она переживала реальный психический коллапс.

Добровольное заточение в психиатрической клинике и опять же добровольное навешивание на себя психиатрического диагноза (на западе это может быть и модно, но у нас почти убийственно) можно было бы использовать в качестве косвенного аргумента реальности психических страданий молодой матери, если бы не было прямого аргумента – подобные страдания я могу наблюдать на психоаналитической сессии непосредственно, -это, действительно, страдание не напоказ.

 Книгу Ксении Красильниковой «Не просто устала», безусловно, ценное пособие по теме послеродовой депрессии; она будет полезна не только женщинам, вынужденным справляться с послеродовой депрессией самостоятельно, психолог самого высокого уровня найдет в ней интересный и обширный материал для исследования.

Послеродовая депрессия безусловно является психическим заболеванием, в представленном ниже психоаналитическом исследовании я постараюсь сделать этот тезис очевидным.

Немного о теории вопроса. С теорией послеродовой депрессии все совсем не просто, психиатрия тут уж точно нам ничем не поможет; строго говоря, у психиатрии нет даже внятной гипотезы по этому поводу.

Психический кризис, который мы называем «послеродовой депрессией» всегда возникает в период полной или почти полной зависимости ребенка от матери, чаще всего это первые годы жизни. Проблема теоретического осмысления психиатрией послеродовой депрессии связана с тем, что во время беременности и в первые годы жизни ребенка материнство представляет собой абсолютно совершенную (заложенную природой) подкорковую программу, работающую совершенно автономно от исторического и социокультурного контекста. Во все времена и во всех культурах с момента зачатия и до окончания кормления грудью организм женщины все делает сам, причем делает это совершенно замечательно. Сбить эту базовую программу можно и примеров тому масса, но каким образом человек может вмешаться в работу рефлекторных физиологических механизмов, если он сам является только следствием рефлекторной жизнедеятельности мозга, а психиатр считает именно так, медицина объяснить не может, более того, сама возможность такого вмешательства представляется научной медицине совершенной тарабарщиной. Возможность регулирования человеком своих подкорковых программ для психиатра такой же абсурд, как и предположение, что звук работающего двигателя может перепрограммировать этот самый двигатель.

Действия матери после рождения ребенка и вплоть до окончания кормления тоже абсолютно просты, универсальны, логичны и предсказуемы: все женщины, став матерью, должны делать одно и тоже, все возможные проблемы унифицированы и опять же вполне предсказуемы. Никаких непреодолимых физиологических препятствий перед женщиной природа не поставила и поставить не могла: у матери все есть для исполнения своих тяжелых, но вместе с тем простых обязанностей. Что может заставить женщину испытывать такой страх и отчаяние пред тем, что другие женщины делают просто и непринужденно для психиатрии совершенная загадка. Если в игру не введено понятие «субъект» (в психиатрии такого понятия нет и не может быть), то есть тот, кто имеет возможность сказать своим любым, даже подкорковым, физиологическим побуждениям «нет», понять ничего нельзя.

Все, что может предложить психиатрия в качестве объяснения причины возникновения послеродовой депрессии – это свой стандартный гипотетический набор предположений о возможных патологических изменениях на клеточном и генетическом уровне. «Стандартный» потому, что применяется психиатрами ко всем психическим заболеваниям, причину возникновения которых они установить не могут.

Хочет ли Ксения знать причину, по которой послеродовая депрессия возникла именно у нее? Вопрос сложный, точно можно сказать, что объяснение, которое она примет, должно будет обосновать ее невиновность в неожиданно свалившимся на нее отторжении материнства и нелюбви к ребенку (потому, что так оно и есть, она действительно невиновна). В этом смысле, психиатрическая гипотеза о генной мутации вполне подойдет, и ей можно было бы удовлетвориться, если бы она хоть что-нибудь объясняла. Психоаналитическая версия возникновения послеродовой депрессии показывает то, что не может объяснить психиатрия, а именно – ее логику: при совпадении нескольких психических факторов психика женщины после рождении ею ребенка неминуемо сорвется в кризис. Об этих факторах мы и поговорим ниже.


Некоторые факторы, вызывающие появление послеродовой депрессии.

Послеродовая депрессия это похоже новая проблема, до недавнего времени матери по поводу своих материнских обязанностей особо не переживали – привязала за ногу к столу, завернула пропитанный молоком хлебный мякиш в тряпку, положила рядом с ребенком и пошла с чистой совестью пшеницу обмолачивать.

1. Инфантильная психическая конституция женщины. Ситуация, порождающая послеродовую депрессию, корректно описывается фразой «играющий ребенка вынужден стать матерью ребенку».

Этот фактор можно назвать «фоновым»: не всякий инфантилизм прирастает послеродовой депрессией, но послеродовая депрессия с необходимостью возникает у женщины с инфантильной психической конституцией (теме инфантильности посвящена моя работа «Инфантилизм – основная характерологическая особенность страдающих фобическими страхами»).

Специфической особенностью инфантильной психической конституции женщины способной породить послеродовую депрессию является акцент на своей моральной чистоте и непорочности – «плохие девочки» послеродовой депрессией не страдают, страдают «ангелы».

Инфантилизм не воспринимается как заболевание и в этом основная проблема восприятия послеродовой депрессии как заболевания. Кажется, что нет ничего проще нежели перестать быть «ребенком», так и говорят: «Да, прекрати ты уже девочку разыгрывать! Когда ты уже повзрослеешь?!». Ответ – никогда! Она не повзрослеет никогда, потому что она «девочка» не просто так. Инфантилизм – это заболевание – реальное психическое заболевание. Играя роль ребенка человек вытесняет сложные психические проблемы, составляющие так называемый комплекс Эдипа-Электры. Вне этой роли ему грозит психическая катастрофа: он попадает в совершенно неуправляемый им мир. Подробно обо все этом я говорю в вышеназванной работе.

Послеродовую депрессию можно назвать следствием обременения инфантилизма неизбежной и тотальной ответственностью за своего ребенка. Суть инфантилизма в избегании ответственности, а рожденный ребенок – это тотальная ответственность («тотальная» в том смысле, что перевалить ее уже ни на кого не удастся, - «тотальная» с расширением «конечная»). Для инфанта, особенно для «ангела», тотальная ответственность – это кошмар, хуже которого и быть ничего не может.

Проблема собственно состоит в том, что став матерью инфантильная женщина теряет возможность правдоподобно играть свою роль «идеального ребенка» по естественным и независимым от нее причинам (о некоторых из них мы подробно поговорим ниже), одной из которых является, как раз, тотальная ответственность за своего ребенка.

Любая ответственность, строго говоря, является ответственностью за издержки и неудачи контролируемого процесса, соответственно, сопряжена с возможностью наказания. Если ответственный за результат является одновременно и руководителем процесса, то схема оказывается белее-менее сбалансированной,… но какой из инфанта руководитель?! Инфант по своей невротической природе – антируководитель, особенно в случае, когда предполагается тотальная ответственность. Здесь уместна следующая аналогия инфантильная женщина попав в ситуацию материнства (тотальной ответственности за своего ребенка) подобна человеку, на которого неожиданно свалилась материальная ответственность за склад сверхценных вещей, которым он не руководит и руководить не может по определению, - разграбление склада и «наказание» неизбежны.

NB. Именно контроль за «наказанием» является одним из самых важных факторов, порождающих инфантилизм – человеку кажется, что пока его воспринимают как ребенка он контролирует тяжесть «наказания».

Конечно, все дело в «наказании», точнее в его бредовом наполнении! Для инфанта, особенно для «ангела» оно является метафорой чего-то абсолютно ужасного (поэтому, собственно, я поставил данное понятие в кавычки), а посему - недопустимого. И в этом есть, конечно, определенный смысл: любая возможность наказания расширяется в подсознании инфанта до возможности попадания в ситуацию первичной детской психотравмы, а это ситуация действительно ужасна, особенно в качестве бессознательной возможности (о ситуации первичной детской психотравмы я скажу несколько слов ниже)


Какие из симптомов послеродовой депрессии указывают на инфантилизм женщины?

Большинство симптомов «общечеловеческие» - они появляются у любого человека, попавшего в смертельно опасную ситуацию. Сильнейший стресс, испытываемый им по этому поводу, выматывает и его психику, и его физиологию. Отсюда: и отсутствие сил, и проблемы со сном, аппетитом, невозможность ни на чем сконцентрироваться (попробуйте на чем-нибудь сконцентрироваться предчувствуя приближение неизвестной, но смертельной опасности). Отсюда же, разумеется: и перманентная тревога, и неспособность получать удовольствие, и разрыв эмоционального контакта с окружающими, и раздражение по поводу простых советов всякого рода доброжелателей. Все вышеперечисленные эмоциональные изменения становятся понятны если представить себе, что молодая мать вдруг обнаружила, что совершенно неожиданно, практически «на пустом месте», попала в безвыходную ситуацию смертельной опасности, о которой она никому не может рассказать, - а не может она рассказать главным образом потому, что сама ничего не понимает. Как объяснить себе и окружающим, что рождение ребенка, несущее всем остальным радость и свет, обрекло ее на что-то совершенно ужасное?! Разумеется, ничего другого не остается, как кричать «Я сошла с ума, заберите меня в психушку!»

Специфически инфантильными являются способы решения молодой женщиной возникшей проблемы.
- Страдающая послеродовой депрессией все время плачет – это конечно инфантильная реакция на появление проблемы.

Плачем ребенок сигнализирует родителю, о своей обиде на него, ожидая при этом, что тот, преисполнившись чувством вины, поспешит на помощь и уберет непосильные для своего чада проблемы.

NB. Демонстрация беспомощности, слабости и ущерба – это специфически инфантильная реакция на проблему, она призвана организовать «родителя» на ее решение. Для ребенка – это единственно возможный способ решения проблем, никакой символики в нем нет, а для инфанта это именно символическая реакция, призванная донести до визави, что он еще «ребенок», то есть – существо чистое, невинное, воспитуемое (стремящееся стать лучше), ну и конечно же априорно исключительное. Если «родитель» находится, то символика срабатывает – образ «исключительного, чистого и невинного ребенка» легитимизируется, если никто не ведется на этот образ, то человеку приходится поддерживать его из внутренних ресурсов, а это гораздо затратнее для психики.

В плаче ребенка есть манипуляторная составляющая: плач – это именно демонстрация обиды (обида напоказ) родителю; в случае инфантилизма эта манипуляторная составляющая акцентирована; кроме того, плач для инфанта это еще и поиск «родителя» (кто реагирует на слезы, кто чувствует себя виноватым, кто бросается на помощь - тот и становится «родителем»).

Может ли молодая мать, страдающая послеродовой депрессией не плакать? Очевидно, что не может; главным образом потому, что не хочет. Чтобы перестать плакать нужно провести соответствующую внутреннюю работу: понять, что плакать бессмысленно, что слезы только мешают действовать и пр., но для этого нужно стать «взрослой», то есть прекратить поиск «родителя» и начать поиск возможности личного решения проблемы, для инфантильного человека это невозможно. В работе «Инфантилизм – основная характерологическая особенность страдающих фобическими страхами» я делаю акцент на том, что инфант никогда не решает проблему сам, он всегда стремится поместить «родителя» между собой и проблемой. Инфант управляет (манипулирует) родителем, а тот уже решает его проблемы.

Инфант всегда действует внутри родительского решения – решения принятого «родителем», за которое «родитель», соответственно, и несет ответственность (инфантил никогда не отвечает за происходящее). Плач, в этом смысле и есть деятельность страдающей от послеродовой депрессии женщины по решению возникшей проблемы, никакая другая деятельность ей в голову не придет.

- Специфически инфантильной реакцией женщины страдающей послеродовой депрессией является ее акцентированный запрос на помощь окружающих – она очень убедительно и однозначно дает понять всем, кто интересуется происходящим, что ей советы и подбадривания не нужны, ей нужна помощь, причем любая, даже малозначительная.

Как я уже говорил выше, демонстрация беспомощности, слабости и ущерба – это специфически инфантильная реакция на проблему. Символичность данной реакции хорошо видна и в данном случае – женщина готова принимать любую, даже незначительную помощь от окружающих несмотря на очевидные репутационные риски. Предчувствуя потенциальную агрессивность даже близких людей человек старается не афишировать эпизоды своей жизни, способные подорвать его социальный статус, а в случае послеродовой депрессии мы наблюдаем прямо противоположную тенденцию. Ради получения даже малозначительной помощи женщина готова демонстрировать близким и не очень близким людям свою материнскую несостоятельность - качество, которое вызывает у большинства людей однозначную и крайне нелицеприятную агрессию. Спрашивается, зачем так подставляться из-за кастрюли куриной лапши от заботливой соседки (в книге Ксении есть соответствующий эпизод)?! Очевидно, не ради того, чтобы поесть. Логика навязчивой демонстрации своей материнской несостоятельности становится понятной, если ее рассматривать как символ легитимизации образа «невинного ребенка». Позитивный отклик окружающих на призыв о помощи несколько успокаивает страдающую послеродовой депрессией молодую мать, позволяет ей вытеснить возможность столкновения с общественным отвержением, расширяющийся в ее подсознании в ситуацию первичной детской психотравмы.

Инфантильной матери, измученной своим материнством, по сути, не так нужна сама помощь окружающих, сколько нужна реакция на себя, как на нуждающуюся в помощи. «Она не злая(!), она заболела, она еще сама ребенок, ей одной не справится - ей нужна помощь» - должна она слышать отовсюду, только в этом случае она немного успокаивается по поводу возможности попадания в ситуацию первично детской психотравмы.


- К серии инфантильных реакций можно отнести заклинание «Я хочу, чтобы все это прекратилось!», в исступлении повторяемое женщиной, осознавшей безвыходность и безальтернативность своего нового положения «теперь я - мать». На первый взгляд, это требование кажется абсурдным, очевидно, что жизнь обратно не отмотать, приобретенный статус матери не изменить, но это только на первый взгляд; для ребенка, воспитываемого родителем, оно имеет некоторый смысл. Ребенок может воспринимать, и часто воспринимает, проблемы и лишения своей жизни как навязанные родителем в целях его воспитания, и совершенно справедливо надеется, что такого рода проблемы могут исчезнуть так же как и появились – по воле родителя. Ребенок также осознает, что может ускорить процесс родительского воспитания, продемонстрировав родителю действенность его методов, это очень важный нюанс в контексте обсуждаемой проблемы.

Если человек не болен инфантилизмом, то он может различить, когда переживаемая им проблема навязана ему родителем или «родителем» (начальником, Богом и пр.), а когда она его собственная – вызвана ложным представлением о себе и окружающем мире. Для инфантильного человека, особенно для «ангела» такое различение невозможно – в своем представлении он не просто ребенок, он идеальный ребенок (существо априорно чистое, непорочное и «высшее»), у него по определению не может быть собственных проблем – он само совершенство. Данное бредовое представление навязчиво (резистентно к любой критике), инфант в нем абсолютно органичен, собственная исключительность и непорочность является для него таким же безусловным фактом, как и само его присутствие. Именно целостность невротического образа идеального «ребенка» позволяют инфантильной матери совершенно не смущаясь заклинать пространство призывом отмотать все назад и прекратить наконец мучать ее материнством. В ее представлении это возможно: даже строгий «родитель» может снять свои воспитательные меры, поняв, что они слишком тяжелы для его любимой дочки.


2. Актуализация в сознании женщины представления о двойственности своего образа (основной фактор). При изучении послеродовой депрессии сразу бросается в глаза, что происходящее с женщиной не имеет прямого отношения к ребенку – молодая мать поглощена в основном своей неспособностью справится с нарастающим психическим коллапсом. Показательно в этом смысле, что даже присутствие хорошей няни, берущей на себя практически все обязанности по уходу за ребенком, и наличие значительных финансовых ресурсов, гарантирующих любую помощь, не снимает проблему – женщина продолжает ощущать себя ужасной матерью, хотя формально к ней как матери претензий быть не может: ее ребенок находится в комфортных условиях и развивается нормально; она находится рядом с ребенком и контролирует процесс, хотя могла бы этого и не делать (на ее долю остается минимум материнских обязанностей). Интересная психоаналитическая зарисовка на эту тему (реальная психоаналитическая сессия).

«Психоаналитическую сессию анализант начала с рассказа о том, как ей хочется выйти на работу, как она устала от декретного отпуска. Разработка данной темы не давала выхода на проблемной поле. Ничто не мешало анализанту выйти на работу, там ее ждали, - ничто не мешало ей остаться дома, здесь ей было, на первый взгляд, тоже достаточно комфортно (у нее была проверенная няня, которая делала е материнскую жизнь почти свободной). Объяснение анализанта в которых она рисовала манящую картину бурлящей офисной жизни казались интеллектуализацией, по анализу (анализант уже не один год в анализе) я знаю, что никакой бурлящей жизни в ее офисе нет, более того именно в офисе ее ждала очень серьезная проблема в виде новой начальницы (фигура из второго сна), анализант уже как-то пыталась выйти на работу, но вернулась в декретный отпуск именно из-за отношений с начальницей (анализант видит ее слишком доминантной дамой).

Первый сон: «Я в своей спальне, лежу на кровати с ребенком, рядом лежит Пугачева. Во сне я понимаю что мужа к его некоторому неудовольствию Пугачева выселила в соседнюю комнату. Пугачева смотрит телевизор, передачу где говорят какие-то гадости про нее и Галкина. Мне как-то неудобно перед ней, но еще больше мне неудобно от того, что она развалилась на всю кровать, вытеснив нас с малышом на самый край. Я очень робко прошу ее подвинуться, кажется она соглашается».

Второй сон приснился сразу после первого: «Яркий солнечный день, я и сотрудники моего офиса стоят возле какого-то административного здания. Командует наша новая начальница, женщина достаточно тупая и властная. Она хочет увидеть как сотрудники бегают, по ее мнению по тому как человек бежит можно много про него узнать. Пробежать нужно всего метров десять, но у меня болит нога. Я говорю об этом начальнице и кажется она меня освобождает от этого теста».

Чтобы прояснить ситуацию я предложил обратиться к содержанию представленных сновидений, в обоих снах на переднем плане присутствует подавляющая женская фигура и робкие (бесконфликтные), но успешные, попытки анализанта протестовать против самодурства. Подавляющие женские фигуры без всякой натяжкой можно назвать «материнскими» (отображают какой-то аспект образа матери), а поведение анализанта инфантильным. Я обратил внимание анализанта на то, что сны выносят для анализа тему ее инфантильности; очевидно она начала критическую проработку данной темы о чем свидетельствует ее слабый протест против самодурства подавляющей ее женской фигуры (этот момент присутствует в обоих снах).

Анализант первоначально приняла мою версию и некоторое время рассказывала о появившимся у нее неприятии своей инфантильности, но потом неожиданно сделала акцент на том, что в первом сне она была не против присутствия Пугачевой в ее спальне и что это даже несколько льстило ей, ее не устраивало только то как примадонна разлеглась в ее постели. «А что касается второго сна, - уточнила анализант, - то я готова была бежать, просто, у меня болела нога». Своими уточнениями анализант не дала психоанализу уйти в неверном направлении.

Акцент анализанта на комфортности пребывания с доминирующей женской фигурой дал мне возможность предположить, что у нее дома образовалась какая-то непроходимая проблема, о которой она умалчивает (ей легче приспособиться к начальнице-самодурке, а это была для анализанта очень(!) серьезная проблема, нежели оставаться дома с ребенком). Анализант подтвердила, что проблема действительно есть, что она хочет быть хорошей мамой, но ребенок ее просто выбешивает от чего она в ужасе, таких реакций она от себя совсем не ожидала.

В анализе появилась тема «Наверное я плохая мама» - совершенно закономерно эта тема раздвоилась на тему «Мой малыш пытается сделать из меня свою рабыню» и тему «Мне не дано быть хорошей матерью». Если первая тема несколько подуспокоилась как только анализант осознала, что малыш кричит, потому что ему плохо, а не потому что он призывает к себе «рабыню», то вторая тема, напротив,получила развитие – в ней сразу обнаружилось расширение «Сколько бы я не старалась я не смогу быть хорошей матерью – я женщина другой природы». Выяснилось, что точка напряжения во всей ситуации – это дневная прогулка с ребенком. Ее могла бы провести и няня, но малыш хочет гулять только с мамой, а той не всегда хочется (всегда не хочется); можно было бы не спрашивая ребенка отправить его гулять с няней, но он будет плакать, вызывая у анализанта чувство вины и агрессии.

Именно эта сцена, повторяющаяся из дня в день, сводит анализанта с ума: и кричащий ребенок и собственная лень и агрессия, все это напоминает анализанту о том, что она так стремится забыть, а именно о том, что она по природе «женщина другой природы», и что сколько бы у она не пыталась изобразить из себя мать-хозяйку у нее все равно ничего не получиться. Главное, что все это «разоблачение» происходит перед глазами няни – это ей оказывается она сдает и никак не может сдать экзамен по материнству. Разочарованно-понимающий, как кажется анализанту, взгляд няни как бы говорит ей: «Ну, вот видишь опять двоечка, «от осинки не родятся апельсинки»; может уж бросишь пыжиться; ну, какая ты мать, кого ты хочешь обмануть и невооруженным взглядом видно, что ты не мать, а стерва!» (в «стерве» конечно же есть расширение «сексуальная сверхценность», но анализант так далеко не заходит, она говорит «стерва»).

Описанный выше конфликт проясняет парадоксальное, на первый взгляд, стремление анализанта выйти на работу. На работе ее ждет высокомерная «мать», но ее высокомерие теперь ничто по сравнению с разоблачающим взглядом няни (на самом деле, через глаза няни на анализанта смотрит ее мать, именно ее подозрения в природной развратности она не может вынести). Высокомерие начальницы сейчас ей даже приятно – в нем нет подозрительности (высокомерная «мать» для психики предпочтительней подозревающей, она еще не догадывается о своей женской ущербности; с высокомерной матерью не так страшно, как с подозревающей – подозревающая уже догадывается, о том, что ее проблемы с мужем связаны с сексуальной привлекательностью дочери и ищет доказательства, чтобы покарать «шлюху»).

Следует очевидно уточнить, что главная героиня, представленной выше сессии, проходила психоанализ по поводу фобий. Проблема послеродовой депрессии всплывала в анализе эпизодически несколько раз, но несмотря на это с ролью мамы анализант справилась дважды и оба раза хорошо. Можно сказать, что проблема послеродовой депрессии в процессе данного психоанализа решалась сама собой, и я подозреваю, что именно потому, что тема борьбы с подозрениями матери в природной сексапильности анализанта была всегда в фокусе психоанализа.

Объясняя возникшие после рождения ребенка психические проблемы женщина говорит, что чувствует себя ужасной матерью, отсюда мол и проблемы с психикой, но, глядя на ее ухоженного младенца, становится очевидным, что это объяснение, если и имеет отношение к действительности, то только косвенное – объективно, с материнскими обязанностями она справляется не самым худшим образом. Я думаю, что страдающая послеродовой депрессией в своем самоотчете путает причину и следствие: у нее начались проблемы с психикой не потому, что она «плохая мать», все как раз наоборот, она начала отторгать (бояться) материнство потому, что после рождения ребенка у нее начались серьезные проблемы с психикой.

Уход за младенцем - объективно сложное испытание для любой женской психики, о чем я еще скажу ниже, а для женщины с инфантильной психической конституцией, да еще и с акцентом на собственной идеальности может стать и совсем непереносимым. Проблема в том, что такая психическая конституция не терпит никаких деструктивных чувств в адрес другого человека – по представлению такой женщины она не может ни на кого злиться, потому что она идеальна - она ангел! Материнство не оставляет от образа «ангела» камня на камне.

Все женщины в той или иной степени испытывают агрессию к своему ребенку, поводов для этого тот дает более чем достаточно, но для «ангела» даже нормальная, по сути, агрессия на своего ребенка становится настоящей катастрофой самоидентификации – она напоминает ей о том, что она так стремилась забыть, а именно, что ее «ангельский» образ создан ею искусственно в попытке уйти от своей «истинной» сущности, следовать которой почему-то очень опасно (кавычки в данном случае говорят о том, что пугающая женщину ее истинная сущность является ее представлением о таковой).

Актуализация в сознании женщины представления о двойственности своего образа является, пожалуй, самым важным фактором, вызывающим послеродовую депрессию. О том, что она «не такая хорошая, какая она есть на самом деле» молодая мать осознает (она всегда это с неудовольствием предчувствовала), когда в ее сознание прорывается спонтанная агрессия на своего малыша. Абсолютно неожиданное и предельно безнравственное для нее самой переживание ставит женщину перед фактом наличия в своем подсознании источника аморальных побуждений.

Столкновение со «вторым дном» своего «ангельского» образа оказывает крайне разрушительное влияние на психику женщины – для нее это не просто усложнение представления о себе, для нее это настоящая катастрофа самоидентификации: она приложила огромные усилия для уничтожения (вытеснения) даже возможности встречи со своей запретной (она же «истинная») сущностью, и ей это почти удалось, а тут такая засада. Катастрофой является не столько сама «встреча», сколько ее символичность, - женщина думала, что ей удалось стать абсолютно позитивным персонажем, а оказалось, что почти удалось; в момент агрессии на своего малыша женщина понимает, что несмотря на все усилия осталась «плохой» (именно в этот момент нормальная, по сути, агрессия превращается в злобу на ребенка - кто бы мог подумать, что именно это невинное создание сдаст маму с потрохами). Кавычки здесь более чем уместны – женщина как будто оказывается перед приоткрытой дверью в свое подсознание, на двери висит табличка «Ты плохая». Что за этой дверью она точно не знает, но знает, что там что-то очень страшное для нее, а самое главное, она знает, что табличка «Ты плохая» висит на этой двери по праву, что она действительно почему-то «плохая».

В данном случае «катастрофа», это никакая не метафора; в момент «встречи» состояние психики женщины действительно лавинообразно начинает выходить из под контроля - отсюда и страх и паника. В чем причина такого страха? Причина та же, что заставила тогда еще маленькую девочку, начать культивировать образ «ангела» - это перспектива встречи со «злой» матерью – перспектива вновь пережить первичную детскую психотравму, вновь погрузиться в ужас небытия. Проблема в том, что женщина ничего об этом не знает и знать не может (все эти события либо находятся в глубоком подсознании, либо вообще бессознательны), она знает только то, что материнство ввергло ее в какую-то ужасную ситуацию.

Почему ее психика начинает выходить из под контроля женщина конечно же скажет и даже будет отстаивать эту свою интерпретацию, но это будет заведомая интеллектуализация. И дело даже не в том, что в подобной ситуации любой пытается выстроить удобную версию происходящего. Даже если молодая мать и хотела бы создать верное представление о причинах своего психического срыва, ей бы это не удалось – оказавшись у приоткрытой двери в подсознание с надписью «Ты плохой» любой человек инстинктивно поворачивается к ней спиной (настолько ему страшно), но и это не самое главное. Невозможность дать адекватное объяснение неожиданным психическим новообразованиям вытекает из отсутствия у женщины нужного инструментария (психоаналитического понятийного аппарата) – ей попросту нечем думать (нет нужных слов) о навалившейся на нее проблеме. А здесь нужен именно психоаналитический понятийный аппарат, - другими словами и другой логикой корректно к проблеме не подступиться. Проблема, повторюсь, не в отторжении материнства, оно лишь следствие столкновения женщины с неэффективностью своих усилий по вытеснению источника запретных побуждений.

Акцент на вытеснении именно источника запретных побуждений обязателен. Для сохранения психической стабильности женщине важно быть абсолютно чистым «ангелом», маленькая черная точка на крыле напоминает ей все, о чем она стремилась забыть (а злоба на младенца это отнюдь не точка), и стабильности конец. Проблему можно показать «от обратного»: если в процессе психоанализа анализанту удается принять себя соблазняющей женщиной (хоть в какой то степени), имеющей свои собственные запретные (неафишируемые) сексуальные цели, послеродовая депрессия резко ослабевает. Интересная психоаналитическая зарисовка на эту тему (реальная психоаналитическая сессия).
«Мой анализант молодая женщина, в анализе уже больше восьми лет, исходно заявленная проблема фобические страхи и панические атаки. На данной сессии ее волнуют предстоящие выходные; по роковому стечению обстоятельств она впервые останется со своим маленьким сыном совершенно одна; все, кто помогал ей в уходе за ребенком, а их было немало, неожиданно разъехались. Перспектива провести с ребенком три дня наедине ввергает Лену, так зовут моего анализанта, в панику. Объясняя эту свою неожиданную реакцию Лена говорит, что боится за свое здоровье - оно де может подвести и малышка попадет в сложную ситуацию. Такое объяснение показалось мне интеллектуализацией: во-первых, здоровью моей подопечной ничего не угрожает (она боится события, которого никогда с ней не было и предпосылок, которого нет – это заведомо искусственная проблема), во-вторых, все уехавшие уехали не так далеко, соответственно, могут быстро вернуться (строго говоря, никто никуда не уезжал, просто, разошлись по своим делам).

Паника анализанта, конечно же, совсем не абсурдна, предстоящие выходные сулят ей действительно серьезную проблему, но она не связана с перспективой неожиданной смерти, разве, что в переносном смысле. Опираясь на предшествующий психоаналитический опыт данного анализанта и просто зная, что любой страх есть страх собственных реакций, я предположил, что в предстоящие выходные анализант столкнется со своими «не-материнскими» реакциями, - они станут очевидны не только для нее, но и для некого стороннего наблюдателя, который тем самым получит желанный компромат на анализанта. Очевидно, что этот «сторонний наблюдатель», коли он может судить материнские качества анализанта, приобщен каким-то образом к идеалу материнства и анализант признает этот ее статус. Лене было сложно отрицать мою версию – несколько сессий назад она сама подняла проблему постоянного незримого присутствия своей матери в качестве цензора ее материнских усилий. Тогда она пыталась разобраться с парализующим ее страхом инспекционного звонка матери; этот страх преследовал ее неотступно, отравляя то немногое время, которое она могла провести с мужем и сыном.

Характерно, что в этот раз звонок матери был практически исключён в силу их серьезной ссоры, но для страха появления цензора объективный цензор и не обязателен. Строго говоря, своим навязчивым цензором была сама Лена – это она сама себя постоянно цензурировала, боясь столкнуться со своей «не-материнской» женской сущностью (она же «запретная» женская сущность – источник запретных сексуальных фантазий). Гораздо легче для психики думать, что цензор – это внешняя инстанция, в таком случае от нее можно хоть как-то защититься.

Проблема столкновения со своей «не-материнской» сущностью была уже знакома моей подопечной - она периодически появлялась в анализе в качестве навязчивого стремления Лены учиться быть «хорошей хозяйкой» у всех, кто хоть как-то претендовал на эту женскую ипостась. Иногда эта навязчивость была особенно унизительна, тогда она становилась предметом аналитического рассмотрения; до осознания своей женской сущности как запретной, правда, не доходило никогда. В это раз страх разоблачения был настолько очевиден, в том числе и для анализанта, что я предложил ей смоделировать проблемную ситуацию (войти в проблему) и спросил, что мешает ей признаться сыну (когда тот будет вопить осознав себя сиротой при живой матери), что ей сложно быть хорошей матерью, хотя она и старается вовсю, что она не знает как справится с его своеволием (кризис трех лет у ребенка был в самом разгаре), что наверное ему не повезло с мамой, и, самое главное, что она его понимает, потому что у нее самой была не самая лучшая мать (этот вывод легко сделать из рассказов Лены о своем детстве).

Предложенная модель была абсолютно реалистична, действительно, подобный разговор с сыном в такой ситуации напрашивается сам с собой. По непосредственной реакции Лены я понял, что ей рефлекторно понравилось услышанное и даже несколько вдохновило ее – интроект был ею принят как реальная возможность решения проблемы, причем, принят именно рефлекторно (последний акцент крайне важен). Принятие Леной предложенного мной текста, по сути, означает отказ от идеализации матери. Фраза «я тебя понимаю у меня тоже была не самая лучшая мать», сказанная Леной своему плачущему сыну, делает невозможным приятие ею своей матери в качестве идеала материнства, - страх перед инспекционным звонком матери останется, но интерпретация его причины теперь будет уже совсем иной, возможно, гораздо более напряженной.

Принятие Леной предложенного мной текста («…извини, я наверное плохая мать, но я очень стараюсь…»), по сути, означает публичное признание (что равно осознанию) своей противопоставленности образу женщины-матери, что, в свою очередь, означает открытие «двери» в подсознание, туда, где находится ее истинная сущность (она же запретная сущность), в ее представлении разумеется. Конечно, моя подопечная была подготовлена всем ходом своего психоанализа к осознанию сексуального аспекта своей женской природы, но все же это был для нее «прыжок в неизвестность» (недаром она вытесняла из сознания этот потенциал своей сексуальности), то есть, крайне опасная затея, - поэтому очень важно, что она приняла мою модель именно рефлекторно, на простом интуитивном уровне почувствовала в ней возможность очищения своего сверх-Я от идеализированного представления о своей матери, как матери-идеале, то есть, по сути, освобождения от гнета этого самого идеала (зависимость от другого человека всегда связана с его идеализацией).

Психоаналитик никогда не расспрашивает анализанта, поэтому информация о проблемном уик-энде Лены со своим сынулей у меня только косвенная, судя по всему проблем не было. Интересно другое, на следующую сессию (она состоялась через неделю после сессии, разобранной выше) Лена пришла с проблемой появившегося внутреннего несоответствия самой себе. Разговор шел о нереализованной внутренней природе, которая очень напоминала богемную даму Серебряного века, со всеми ее декадентскими интенциями. Экономист-бухгалтер с установкой на безупречную католическую моральность, на глазах превращалась в «Лилю Брик». Лене захотелось бросить бухгалтерию, заняться творчеством и переехать в Питер (город ее студенческой молодости). О сексуальности речь не шла, но эта тема была где-то очень близко в подсознании: во-первых, декаданс по определению замешан на сексуальном раскрепощении, и, во-вторых, по анализу я знаю, что в университете моя подопечная была не чужда сексуальных экспериментов, по большому счету, совершено невинных, но о которых она впоследствии старалась не вспоминать. На прошлой сессии появились предпосылки ассимиляции личности анализанта («плохая» девочка получила возможность пробиться в сознание), на этой сессии ассимиляция состоялась («плохая» девочка пробилась в сознание и слилась с «хорошей» девочкой), что для психики конечно же очень хорошо (диссоциация «Я» для психики всегда плохо, ассоциация – всегда хорошо, верный маркер процесса выздоровления). Что характерно, резко выросло сопротивление анализанта психоанализу (открытие подсознания всегда сопровождается всплеском сопротивления анализанта). Самое главное, психика анализанта заметно окрепла: в объективно сложной жизненной ситуации ожидаемых панических атак не произошло, напротив, Лена единственная в семье сохранила присутствие духа и понимание, что надо делать (симптомов послеродовой депрессии в анализе больше не было)..


3. Встреча с первичной детской психотравмой. Депрессия является переживанием абсолютного бессилия человека перед надвигающейся проблемой, - когда человек понимает, что все его попытки контролировать происходящее с ним только усугубляют ситуацию он впадает в депрессию. Послеродовая депрессия не исключение, рождение ребенка совершенно неожиданно для матери открывает для нее возможность встречи с ситуацией первичной детской психотравмы – ситуацией абсолютного бессилия.

NB. Первичная детская психотравма является переживанием тотального бессилия. А выглядеть этот ужас может вполне себе буднично: на крик лежащего в кроватке младенца никто не приходит; он кричит час, другой, третий, в конце концов, он замолкает и…задумывается о жизни, - в этот момент он осознает, что совсем один. Крик младенца – это единственный способ человека (младенец – это совершенно полноценный человек) действовать в мире в младенческий период своего существования. Отнимая крик у младенца мать оставляет человека без какой либо возможности действовать, погружая его тем самым в ситуацию тотального бессилия (возможно, она в тот момент не переживается ребенком как ужас). Данная ситуация страшна своим внутренним расширением: мать не пришла на крик своего ребенка, а кричит ребенок только когда ему плохо, значит она может и совсем не прийти когда ему плохо, значит, она может хотеть, чтобы ему было плохо, значит она может хотеть чтобы он умер. Из этого подсознательного расширения рождается бессознательное представление о «настоящей» матери, в нем «настоящая» мать является злой матерью – матерью, которая может убить своего ребенка из блажи.

Другим, может быть самым распространенным, вариантом неадекватного воздействия матери на психику своего ребенка является отношение к нему как к объекту, все равно какому: воспитания, исследования, поклонения, развития, самореализации и пр. В этом случае ребенок теряет непосредственный эмоциональный контакт с матерью, что опять же приводит его к переживанию одиночества и тотального бессилия с подсознательным расширением конфликта до возможности преобразования его матери в мать-убийцу («злую» мать)

Переживание, названное мною «первичной детской психотравмой» находится на самом дне подсознания здорового человека. Наличие в нем крайне разрушительного потенциала заставляет человека удерживать его на этом дне (вытеснять) всеми имеющимися у него средствами. Сделать это крайне сложно, но если человеку это удастся, то его психика будет находиться в относительно стабильном состоянии. Можно сказать, что основной целью сознательной жизни человека является исключение даже возможности встречи с возможностью переживания своего тотального бессилия, которое устроила ему его «злая» мать – именно для этого он формирует свой образ таким образом, чтобы «злая» мать превратилась в «добрую» (овладевает матерью), а потом сходит с ума от издержек существования этого своего образа в мире; обо всем этом я подробно говорю в работе «Закономерность формирования и функционирования «Я» человека».

Первичная детская психотравма начинает свое возвращение в сознание из глубины подсознания, когда инфантильная мать понимает, что не может внятно сформулировать проблему «родителю» (родители, родственники, врач, психотерапевт, психиатр, божественные покровители и пр.), когда тот наконец то приходит помочь ей справиться с невыносимой для нее ролью матери. Она сама не понимает, как это с ней могло произойти. Что скажет «хорошая девочка», когда «родитель» откликнется на ее плач?! Что ее воротит от материнства; что она не мать; что она ненавидит своего ребенка (именно такие формулировки лезут ей в голову)?! «Родитель», пожалуй, если и не побежит искать осиновый кол, то уж точно засомневается в родстве с ней (сделаю еще раз акцент на том, что описываемая картина является невербализованным подсознательным бредом страдающей от послеродовой депрессии).

Ожидание «родителя», парадоксальным образом, приводит инфантильную мать к его потере - к его отказу от нее («хорошая девочка» став матерью превратилась в «плохую», а «плохая девочка» никому не нужна). Ожидая «родителя» страдающая мать совершенно неожиданно и к своему полному ужасу оказывается опять брошенной (оставленной на произвол судьбы), не переставая при этом ощущать себя «ребенком». Ситуация складывается почти безвыходная: инфантильная мать не может не искать помощи «родителя», но найдя ее оказывается без родителя (без кавычек) окончательно. Именно в этом месте воспроизводится (прорывается из глубины подсознания) первичная детская психотравма инфантильной матери. Возможно, проверить нельзя, что глядя на своего кричащего в бессилии ребенка инфантильная мать видит себя, отсюда такое выраженное чувство вины.

Очень характерен бред, наблюдаемый на последней стадии развития послеродовой депрессии (последняя стадия психоза), когда мать оказывается способна убить своего ребенка. В своем самоотчете мать-убийца говорит, что убивая ребенка хотела избавить его от ужасной жизни в этом страшном мире. Я думаю, что этому объяснению можно верить: больного шизофренией невозможно убедить в иллюзорности чертей, потому что он их буквально видит и буквально с ним общается, они для него так же реальны, как реален собеседник для здорового человека. Больная послеродовой депрессией буквально видит окружающий ее мир злым, а существование в нем унизительным и беспросветным. Но до рождения ребенка ее мир был вполне себе комфортным, значит трансформация состоялась во время развития психоза, после рождения ребенка – рождение ребенка стало пусковым механизмом начала трансформации мира женщины из «доброго» в «злой». О причинах этой трансформация может говорить безусловная корреляция между нею и трансформацией образа женщины – после рождения она превращается из «хорошей девочки» в «плохую». Очевидно, что именно «плохая девочка» оказывается в «злом» мире и по мере развития психоза он становится все «злее» и «злее». Очевидно также, что «плохая девочка» оказывается в «злом» мире одна, то есть «родитель» ее все же бросает после того как приходит к ней на помощь и узнает об отсутствии у нее любви к своему ребенку.

Ужас ситуации начинается с неспособности девушки сформулировать проблему, пришедшему ей на помощь «родителю», а до пика он доходит, когда «родитель» бросает своего «ребенка» (страдающая от послеродовой депрессии является «родителю» его «ребенком»), увидев какое «чудовище» он родил. С этого момента (момента «бросания») начинается собственно сложнообратимое скольжение психики женщины в психоз; соответственно, именно этого момента она старается не допустить всеми возможными способами.

Показательно, в этом смысле, отсутствие в самоотчете Красильниковой пункта о страхе перед общественным отторжением. Женщине, обнаружившей в себе «плохую мать», казалось бы, не миновать темы возможной агрессии окружающих, в первую очередь, конечно же, мужа. Мать не любящая свое новорожденное дитя вызывает у подавляющего большинства сограждан рефлекторную агрессию – ее муж, также рефлекторно, задается вопросом «А на ком же я женат?», но в книге Ксении об этом ни слова, ни полслова, данной проблемы в ее исканиях как будто нет. Единственно, что выдает ее наличие в подсознании автора – это нарочитое требование любви, заботы и понимания, транслируемое Ксенией своим родственникам, друзьям и домочадцам: иногда кажется, что в организации своего ближайшего окружения она становится истерически агрессивной.

По сценарию Ксении ее муж, видя как жену ломают материнские обязанности к его сыну, должен: бросить карьеру, максимально заменить ее в качестве матери, задействовать все возможные ресурсы своих родственников для освобождения ее от материнских обязанностей, предоставить ей как можно больше свободного времени, пригласить ее на романтический ужин (при том, что секса она не хочет категорически, по крайней мере она так говорит), а накопившуюся злобу (показательно, что Ксения ожидает, что муж будет переполнен именно злобой; адресат, правда, остается за кадром, что тоже весьма характерно) он должен бессловесно вылить в спортивных упражнениях. Самое главное, что измученный муж должен безропотно принимать ее версию происходящего, а именно то, что она вдруг заболела странной психической болезнью нелюбви к их ребенку. Версия к слову сказать правильная, но без психоаналитической подготовки совсем неочевидная; в этом смысле, странно ожидать, что непосвященный мужчина будет заботливо трепетать над женщиной, которая не любит его ребенка. На первый взгляд странно, но, если допустить, что этим странным требованиям женщина пытается убрать из головы (вытеснить) саму возможность того, что муж скажет ей: «Ты не любишь своего ребенка – ты тварь конченая, ты мне больше не нужна!», - все становится на свои места. Как в доме повешенного не рекомендуется говорить о веревке, так и в доме матери, страдающей послеродовой депрессией, не допускается никакая критика ее материнских усилий - только восхваление, только комплементы.

NB. О царящем между супругами страшном напряжении в связи с послеродовой депрессией женщины можно судить по следующему психоаналитическому эпизоду (оказывается можно вылечить послеродовую депрессию женщины работая с психическим проблемами ее мужа). Борис, так назовем моего анализанта, пришел в анализ с проблемой своей неконтролируемой агрессивности. В своем самоотчете он видел себя добродушным человеком, на этом фоне вспышки злобы стали для него совершенным откровением.

Анализ представленных анализантом характерных случаев сразу указал на существование латентной проблемы в его отношении к супруге. По аналитическому материалу было видно, что у жены Бориса послеродовая депрессия, все симптомы были налицо, но он не знал о существовании таковой, поэтому не акцентировал внимание на ее выраженном нежелании брать на себя роль матери их детей. Осознание наличия в патологической усталости его жены расширения «плохая мать» было слишком травматичным для него, поэтому он предпочитал не видеть его, беря на себя как должное всю организацию ухода за своими двумя детьми при сохранении своей полной загрузки на работе. Единственное, что Борису не нравилось в сложившейся ситуации, это накатывавшие на него беспричинные приступы неконтролируемой злобы в адрес жены.

Ближайшая причина «беспричинной» злобы всегда находится в предсознании человека, поэтому Борис сразу принял мою версию о вытеснении им представления о своей супруге как о «последней твари, нелюбящей его детей». Осознав данное расширение он наполнился ненавистью к жене и судя по всему готов был на самые неадекватные поступки, но я объяснил ему, что вытесняемое им представление о жене неверно, что у нее послеродовая депрессия. Узнав о тяжести и особенностях этого психического заболевания мой анализант совершенно успокоился, а после моих слов о том, что материнские усилия, совершаемые его женой (по факту, она была не самой плохой матерью) на фоне послеродовой депрессии иначе как «героическими» назвать нельзя, так и вовсе повеселел.

Приступы злобы в адрес жены у Бориса прошли. Он просветил супругу; идея о наличии у нее послеродовой депрессии ей понравилась. После того как оба супруга начали воспринимать возникшие после рождения ребенка проблемы в понятиях послеродовой депрессии внутреннее напряжение в их отношениях спало. Об этом можно судить по тому простому факту, что жена перестала раздражать Бориса, по крайней мере, в анализе данная тема пропала совсем. Борис обмолвился, что супруга повеселела и в шутку пеняет ему на его недостаточно серьезное отношение к психоанализу, по ее мнению он мог бы более тщательней записывать свои сны после пробуждения. О позитивных изменениях в психическом самочувствии женщины может свидетельствовать также и позитивный настрой самого Бориса, по его словам он стал высыпаться, а это значит, что жена перестала в истерике оставлять ему орущего ребенка, чтобы скрыться в своей спальне от «этого кошмара».

В контексте обсуждаемой темы необходимо отметить еще одну проблему, анализ которой, как я думаю, способствовал снижению послеродовой депрессии у жены моего анализанта. Не в даваясь в тонкости проблемы и технологии ее решения скажу только, что в процессе психоанализа удалось несколько скорректировать сексуальный сценарий моего анализанта. Осознав, что каждую ночь в его постели лежит не уставшая мать (мать его детей), а голая женщина, которая хочет с ним секса Борис стал более инициативным, роль мужчины-соблазнителя (ответственного за «грех») уже не наводила на него такой ужас, и жена ответила ему возросшей сексапильностью, по ее словам у них начался второй «медовый месяц». Выше, я уже упоминал, что психоаналитическая работа с представлением женщины о сексе, как о наказуемом грехе, приводит к снижению навязчивости, культивируемого ею образа «ангела», что в свою очередь, способствует ослаблению ее послеродовой депрессии. Логика здесь такая (повторюсь): после того, как образ «ангела» теряет в своей актуальности его девальвация не становится для женщины катастрофой и она может спокойнее воспринимать свою нормальную агрессию в адрес своего ребенка, материнство перестает быть для нее невозможным. В данном случае «грех» секса взял на себя Борис, что ожидаемо привело к снижению у его жены навязчивости образа «ангела» (теперь в глазах «подозревающего наблюдателя» она стала невинной жертвой мужа-греховодника), высвобождению агрессии и повышению устойчивости ее психики к материнским нагрузкам.


4. Абсолютный эгоцентризм новорожденного. Одним из факторов, вызывающих послеродовую депрессию, помимо инфантильной психической конституции самой матери, является абсолютный эгоцентризм новорожденного. К такому беспощадному давлению на свое самолюбие со стороны ребенка молодая мать, как правило, оказывается совершенно не готова. Все ее мечты о прекрасном материнстве улетучиваются сразу и навсегда ровно в тот момент, когда ребенок своим криком превращает ее в свою бессловесную обслугу. Ключевое слово здесь «бессловесную» - если молодая мать сможет выговорить новорожденному свои претензии, ее душевный комфорт и материнский функционал в значительной степени восстановятся.

Как гласит одна из психоаналитических аксиом «Человека сводит с ума то, что он ценит в себе больше всего». Одним из факторов, определяющих сползание психики молодой матери в постродовую депрессию, является исходная идеализация ею, как своего ребенка, так и материнства в своем исполнении. До рождения ребенка девушка упивается восторгами общаясь с прекрасными малышами, заранее умиляясь себе в роли матери очаровательного ангелочка, а после родов никак не может прийти в себя от столкновения с реальностью. Ангелочек оказывается невыносимо кричащим, постоянно испражняющимся и вечно беспокойным существом, требующим постоянной заботы и внимания, и совершенно игнорирующим самые насущные требы свой молодой и до недавнего времени красивой матери. Разбившиеся девичьи мечты о прекрасном материнстве наполняют предсознание женщины глухой злобой на ребенка, что окончательно добивает ее представление о собственной чистоте и непорочности (что может служить худшей характеристикой человеческой натуры нежели злоба на невинного ребенка). Молодая мама попадает в замкнутый (почти замкнутый) круг: реальность материнства разрушает ее иллюзии относительно самой себя, что вызывает отторжение этого самого материнства, что, в свою очередь, приводит к еще большему краху иллюзий, за которым следует еще большее отторжение с последующим крахом. Самое неприятное, что через все эти отторжения и крахи пробивается мысль «Если бы не ты…». Мысль, к слову сказать ожидаемая, – первое, что приходит в голову любому человеку, попавшему в безвыходную ситуацию, это идея о неправильном устройстве мира, а она всегда начинающаяся с «Если бы не…». Но если бы бедняжка и знала об этой психической особенности всех людей ей было бы не легче – мысль то страшная и одновременно очень заманчивая, а самое главное, на первый взгляд, верная…тут и до депрессии недалеко. Выход казалось бы прост и очевиден – поменьше восторгов о собственной чистоте, невинности и непорочности, но как это сделать, как самостоятельно, по своей воле допустить до сознания собственную порочность, аморальность и эгоизм?!

5. Амбивалентное отношение матери к своему ребенку. Если молодая мать не любила бы своего ребенка, то никакой послеродовой депрессии у нее бы не было.

Постродовая депрессия связана с выраженной амбивалентностью отношения матери к своему ребенку. Женщина переживает не только агрессию к новорожденному, она также переживает и любовь к нему. Гнетущее чувство вины по отношению к младенцу, присутствующее в каждом самоотчете страдающей от данной патологии, тому подтверждение (вину, напомню, человек может испытывать только по отношению к дорогому себе существу). Да, и само страдание (от послеродовой депрессии женщина именно страдает) матери от своей неспособности быть идеальной матерью для своего малыша, говорит о любви к нему.

Если молодая мать не любила бы своего ребенка, то своей агрессии к нему она попросту не замечала бы, воспринимая ее как должное, как воспринимают ее многие женщины, мимоходом покалечившие психику своих детей, и совершенно не страдающие никакой послеродовой депрессией.

К теме амбивалентности отношения матери, переживающую послеродовую депрессию, к своему ребенку можно подойти с другого бока – понятие «хорошая мать» (идеал, которым так мучается женщина в послеродовой депрессии), похоже, является совершенно искусственным конструктом. Если здраво, без пиетета перед понятием «мать», проанализировать открытую информацию, касающуюся отношения женщины к своим материнским обязанностям, то можно легко прийти к заключению, что значительная часть женщин их попросту игнорирует, ломая тем самым психику своего ребенка. Чего стоит только одна чудесная материнская технология под названием «Дать ребенку проораться», состоящая, как можно судить из названия, в игнорировании крика младенца до тех пор пока он не замолчит сам. Разумеется, мать не знает, что тем самым калечит психику своего ребенка, но свою прямую агрессию по отношению к нему (подавление его единственного коммуникационного канала) она осознает. Дай ребенку «проораться» и никакая постродовая депрессия тебе не грозит, - ведь никто уже не орет, нервы не треплет, можно спокойно заниматься своими делами. Еще один прекрасный способ справиться с послеродовой депрессией – отдать ребенка на лето бабушке или няне… А какая разница?! Главное, что в тепле и накормлен. Красильникова переживает, что не может кормить ребенка грудью. Глупая какая, есть же смеси, и вообще кормить грудью это моветон, - никогда дворянки не кормили сами своих детей, не барское это дело. Разбирая священное понятие «мать» в прошлое вообще лучше не лезть – от одного пресловутого «Бог дал - Бог взял», главной материнской индульгенции на все времена, мозги застывают в первобытном ужасе.

Made on
Tilda