Мы с сыном в прошлом году отдыхали на Утрише, это заповедное местечко на Черном море. Лагерь, где мы отдыхали – полудикий, самые необходимые удобства организованы, а в остальном - полное слияние с природой. В целом там не плохо, но меня беспокоят нудисты. Я думаю, что это нудисты, хотя они и раздеваются только возле воды (правилами лагеря запрещено дефилирование по лагерю в голом виде). Собственно, беспокоюсь я за сына. Ему сейчас шесть лет и согласно возрасту, по Фрейду - это как раз генитальная фаза развития психики, он проявляет повышенный интерес к своим и чужим гениталиям. Так вот, я в некоторой растерянности, хочу с Вами посоветоваться: как вы думаете не скажется ли на психике сына лицезрение этих голых теть и дядь.
Я бы не отправил своего сына в компанию нудистов, даже если бы ему было не шесть, а шестнадцать лет, а в шесть лет и подавно. Конечно, ничего хорошего для себя ребенок из такого общения не вынесет. Это если коротко.
Если более пространно, то в лице нудиста мы имеем дело с мягкой формой экзбиционизма, то есть, ни больше ни меньше, как с психическим заболеванием, пусть и не сильным, но все же бредом сексуальной сверхценности. Все рассказы нудистов о своей повышенной тяге к слиянию с природой путем обнажения гениталий следует считать интеллектуализацией, так в психоанализе называют удобную интерпретацию, замещающую неудобную. Никакой критики такое объяснение не выдерживает.
Неудобная, но правильная версия состоит в том, нудизм является проявлением предсознательной установки на сверхценность собственных гениталий. Для нудиста его гениталии являются примерно тем же, чем являлся алмаз "Око света" для пастора из фильма "Приключения принца Флоризеля". Так же, как и пастор, нудисты испытывают непреодолимое желание продемонстрировать окружающим каким "алмазом" они обладают. Только когда нудист обнажается, и окружающие получают возможность оценить его "сокровище" он становится самим собой, то есть, получает возможность подняться над общей серостью. Такой позитивный импульс поддерживает патологически завышенную самооценку нудиста, что, конечно же, благотворно действует и на его психику в целом.
О том, что обнажение и демонстрация окружающим своих гениталий является своеобразным психическим лекарством для нудиста, говорит сохраняющееся у них желание обнажаться и демонстрировать даже в зимний период, когда «слияние с природой» чревато. Зачем, спрашивается, нудисты зимой набиваются в особые бани? Какое тут слияние с природой? Просто, психика не выдерживает паузы в девять месяцев, между летом и летом. К зиме у нудистов желание обнажиться и продемонстрировать настолько затопляет сознание, что им уже не до интеллектуализаций. Совершенно игнорируя неудобные вопросы окружающих, они набиваются в бани «для своих» и там дефилируют во всей своей красе.
Или, например, в чем смысл голого альпинизма. Врачи говорят «не стоит, опасно для здоровья», а они все равно лезут; обгорают, но лезут. Очевидно, что смысл голого восхождения именно в том, что оно голое, то есть опять же в «обнажении и демонстрации». Такие примеры можно продолжать бесконечно.
Представление о сверхценности собственных гениталий, в данном случае, вне критики, потому что оно вне сознания. Все, что вне сознания, не облечено в слова, то вне критики, данного содержания как бы нет. Бриллианты или престижная работа были бы конечно предпочтительней в качестве объекта для гордости, но, опять же, коли речь идет о неосознаваемом конструкте, то и гениталии могут быть объектом, возвышающим человека. Чем именно гордится нудист, что такого замечательного именно в его гениталиях остается неизвестным. Почему? Потому что вопрос об этом - уже критика, а его представление о своих гениталиях, как я уже говорил, для критики недостижимо. Нудист хочет считать, что стремится к слиянию с природой, а мысли о сексуальном контексте этого "слияния" он не допускает до сознания. На ваше недоумение нудист ответит своим презрением, на этом ваша дискуссия и закончится. Если есть группа поддержки, а нудисты представляют собой весьма сплоченную, многочисленную и, часто, не глупую группу людей, то любой бред легко становится истиной, - бред о слиянии с природой не исключение.
Каким странным может быть бессознательное представление, можно судить по тому, что женщине, в остальных отношениях совершенно вменяемой и рациональной, в голову не приходит простая и очевидная мысль о том, что ее гениталии ничем не лучше, нежели гениталии остальных четырех миллиардов женщин. В жизни она ведет себя в соответствии со своим бессознательным представлением, в котором ее гениталии являются чем-то уникальным, а соответственно и секс с ней для мужчины является каким-то из ряда вон. И совершенно оказывается не готова к тому, что этот "облагодетельствованный" ею мужчина уйдет к другой. А когда аналитик указывает ей на неадекватность ее ожиданий, женщина реагирует так, что у него не остается никаких сомнений в том, что она не понимает, о чем вообще идет речь. Или, например, мужчина гордится размерами своего фалоса, но ему в голову не приходит мысль, что ценность мужского фалоса не в размерах, а в его способности "стоять" столько, сколько надо женщине, и что без этой способности меленький член выглядит даже менее курьезно, нежели большой. Акцент в данном случае стоит на том, что никакая простая и здравая мысль не дойдет до человека, будь он даже семи пядей во лбу, пока бессознательное содержание не пробьётся в сознание, в зону критики.
Представление о сверхценности собственных гениталий формируется в раннем детстве, когда субъективное пространство ребенка почти не соприкасается с объективной реальностью, а, соответственно, и не корректируется ею. В условии такого отсутствия обратной связи ребенок может выдумывать о себе все что угодно и воображать себя кем угодно, ничто не потревожит его воображение.
Разумеется, ничего плохого в нудизме нет, обычная малая психиатрия, хотя, иногда и не малая. Кто не невротик пусть первый бросит в нудиста камень, но и общение с ними должно быть регламентированным, особенно для детей, больные все-таки.
На психику ребенка больше всего оказывает влияние псевдонепосредственность обнажения нудистов, которые демонстративно игнорируя всякую символику восприятия обнаженного тела, навязчиво подают свои гениталии, в качестве обычных частей тела. Не имея возможности определить, что непосредственность нудистов деланная, ребенок будет воспринимать такое поведение как нормальное, особенно с подачи родителей.
Ребенку чрезвычайно сложно сориентироваться в контексте, происходящего во взрослом мире, особенно сложно, если этот контекст неоднозначный. Поэтому, ребенок в своем восприятии мира опирается на реакцию родителей. Если те считают, что пребывание голым на пляже - это нормально, то и ребенок будет вынужден воспринимать это поведение как нормальное, а, если ему самому еще разрешается бегать голышом, то и подавно.
Главная неприятность в том, что разрешенное родителями посещение нудистского пляжа искажает у ребенка понятие нормального поведения, впоследствии данное искажение будет иметь влияние на формирование его невротической конституции. Если в обществе имеется какое-нибудь разрешенное сумасшествие, а еще лучше, искомое сумасшествие, то невроз обязательно отольется в эту разрешенную форму, из которой его уже не достать никакому психоанализу.
Приведу пример из своей аналитической практики. Мой анализант – молодой человек двадцати лет, страдающий от различных фобий. На одной из сессий он рассказывает, что ходит по квартире голым даже в присутствии матери, потому что не видит в этом ничего противоестественного. «Она же – мать!» - говорит он. Очевидно, что он нарочито игнорирует возможность женских реакций матери, которые сам и провоцирует. Тезис «Она не должна реагировать как женщина» явно носит навязчивый характер, обнажая наличие сексуальной проблемы в его отношении к матери. Но показать наличие такой проблемы и устранить ее удалось только, когда путем долгого и кропотливого психоанализа установка на нормальность такого «природного» поведения подверглась критике. А если бы его мать считала, что "слияние с природой" - это допустимо? Очевидно, что в этом случае показать присутствие невротического контекста в обнажении анализанта перед матерью не было бы никакой возможности. На пляже можно, а в квартире нельзя?! Где та грань, отделяющая природу, с которой допустимо слияние, от природы, где это слияние становится симптом психического заболевания. Проблема так и осталась бы в бессознательном, и, в конечном итоге, окончательно свела бы его с ума.
Здравствуйте! Прочитала Ваш ответ на вопрос о возможном влиянии вида нудистов на психику ребенка. Спасибо за информацию. Хотела бы немного расширить или же уточнить данный вопрос. Меня интересует следующее: как воспринимать работу мужчины натурщиком, нет ли в ней некоторой патологичности, если можно так охарактеризовать собственную реакцию на желание мужчины демонстрировать своё тело всем? Чем обуславливается желание демонстрации обнаженного тела, кроме, как вы писали, желания получить разрядку? И еще один вопрос: если в семье сестра - закоренелая нудистка, а брат - натурщик, то нет ли тут общей причины для такого поведения, будь то влияние/взаимоотношения с родителями или же просто схожие черты характера (схожесть патологических его черт, скорее)? Заранее спасибо! С уважением, Дарья.
Сначала по поводу "разрядки". Демонстрация окружающим своих гениталий для нудиста - это, в первую очередь, "зарядка" его социальной значимости. Обнажая гениталии они становятся: "королями", "королевами", "принцами" и "принцессами", то есть, самими собой. Что касается секса, в смысле, коитуса, то здесь у нудиста, как и положено невротику, сплошные противоречия и парадоксы. Их публичное обнажение призвано донести до окружающих - отсутствие у них стремления к сексу. "Посмотрите, как я прекрасен, - как бы говорит нудист окружающим, - но секс сейчас меня совершенно не интересует". Проблема же состоит в том, что это "сейчас" длиться в голове у нудиста перманентно. Когда бы Вы ни застали его голым он всегда как античная статуя в музее - прекрасен, но руками не трогать. Так что, о полноценной "разрядке" нудист только мечтает.
Что касается "натурщика". Желание выставлять свое тело в качестве художественной натуры имеет в основании влюбленность в самого себя, то есть, является формой нарциссизма. Натурщик не просто демонстрирует свое тело, - он демонстрирует свое прекрасное тело. И он демонстрирует его не абы кому, а художнику - ценителю прекрасного. Абы кто, разумеется, тоже должен восхищаться, если, конечно, у него есть хоть какое-то чувство прекрасного.
Нарциссизм натурщика отличается от эксгибиционизма нудиста, в последнем сделан акцент на гениталиях, в первом такого акцента нет, по крайней мере, он не обязателен. Объект самолюбования нарцисса окончательно недоопределен. Он может быть влюблен: то в свое лицо, то в свои ноги, то в свои пальцы, то еще во что-нибудь. В старости он вообще может быть влюблен в отзвук былой своей красоты, который, как ему кажется, еще покоряет окружающих. А у нудиста объект самолюбования доопределен окончательно, а посему неизменен.
Если сестра "закоренелая нудистка", а брат натурщик, то, с высокой долей вероятности можно предположить, что формирование их невротической конституции шло под влиянием одного и того же фактора. Таким фактором вполне могло быть представление о наличии у матери склонности к эстетическому созерцанию.Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "Methods and rules that cannot be improved upon have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules must be revived and applied." The front matter, or preliminaries, is the first section of a book and typically has the fewest pages. While all pages are counted, page numbers are generally not printed, whether the pages are blank or contain content.