“...
именно потому, что вы начинающие я хочу показать вам нашу науку, как она есть, с ее шероховатостями и трудностями, претензиями и сомнениями. Я знаю, что ни в одной науке не может быть иначе, особенно вначале. Я знаю также, что при преподавании сначала стараются скрыть от учащихся эти трудности и несовершенства. Но к психоанализу это не подходит. Я действительно сделал два предположения, одно в пределах другого, и кому все это кажется слишком трудным и неопределенным, кто привык к большей достоверности и изяществу выводов, тому не следует идти с нами дальше. Я только думаю, что ему следовало бы вообще оставить психологические проблемы, потому, что, боюсь, точных и достоверных путей, которыми он готов идти, здесь он, скорее всего не найдет.”
З.Фрейд “Введение в психоанализ”. М. Наука 1991 стр.63
Принимая данное разъяснение, можно было бы ожидать от Фрейда лояльного отношения к альтернативным точкам зрения на суть психических процессов. Однако такого рода ожиданиям не суждено получить историческую поддержку. Допущения сделанные Фрейдом в начале строительства своей модели психики впоследствии превращаются в догмы, несмотря на то, что сама доказательная база остается на уровне предположений.
Излагая свою теорию Фрейд предстает скорее мессией, глаголющим истину народу, нежели ученым исследующим природу.
1. Представление Фрейда о «Я» полно внутренних противоречий.
"
Нетрудно убедиться, что Я есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве W-Bw часть Оно, своего рода продолжение дифференциации поверхностного слоя. Я старается также содействовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности."
З.Фрейд “Я и ОНО” М. 1991г. Серия “Детский психоанализ”-1. с.69
В начале цитаты “Я” не имеет собственной объектности, но в конце цитаты “Я” не только имеет свой, отличный от принципа удовольствия, принцип жизни, но и пытается навязать его Оно. Далее по тексту Фрейд подчеркивает эту мысль.
“
Всякий внешний жизненный опыт обогащает Я; но Оно является для Я другим внешним миром, который Я также стремится подчинить себе.”
З.Фрейд “Я и ОНО” М. 1991г. Серия “Детский психоанализ”-1. с.87
Впоследствии Фрейд возвращается, впрочем, также противоречиво, к представлению о “Я” как о вспомогательной, то есть, не имеющей самостоятельного значения, единицы по отношению к Оно.
“
Как пограничное существо Я хочет быть посредником между миром и Оно, сделать Оно приемлемым для мира и посредством своих мышечных действий привести мир в соответствие с желаниями Оно...Я не только помощник Оно, но и его верный слуга, старающийся заслужить расположение своего господина.”З.Фрейд “Я и ОНО” М. 1991г. Серия “Детский психоанализ”-1. с.88
Помимо недопустимой противоречивости текста, хотелось бы обратить внимание на алогичность самой идеи появления чего-то из ничего. Если «Я» всего лишь дифференциация поверхностного слоя Оно, некое пятно на Оно, образующееся под воздействием внешнего мира, то оно так и останется «пятном». Если же это «пятно» обладает способностью к трансформации в некую сущность, которая самостоятельно решает задачи реализации вожделений Оно во внешнем мире, воспитывает Оно и пр., то это уже совсем не простая дифференциация поверхностного слоя. Либо то, либо другое. Но Фрейда эти тонкости, похоже, не смущают.
Здесь же, целесообразно обратить внимание на алогичности самого допущения возможности отсутствия, или некой принципиальной пассивности, чего-либо. В природе нет, и не может быть, никакого отсутствия. Природа, а психика человека в данном случае рассматривается как некий природный объект, есть тотальное присутствие. Ни исчезновения, ни появления в природе, то есть, в мире, существующим независимо от представления человека о нем, быть не может
[1]. Любой логический конструкт, допускающий возможность появления чего бы то ни было из ничего или исчезновения в ничто можно считать заведомо неверным.
2. Строить логический конструкт, отталкиваясь от изначального отсутствия структурируемого предмета это все равно, что строить здание, начиная со второго этажа - невозможно. В этом смысле характерно, что Фрейду не удается непротиворечиво ввести понятие “Я”.
“
Мы создали себе представление о связанной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как “Я” этой личности. Это “Я” связано с сознанием, что оно господствует над побуждением к движению, то есть к вынесению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы (Partialvorgange), ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидения. Из этого “Я” исходит так же вытеснение, благодаря которому известные душевные (процессы) - слово пропущено. И.В.) подлежат исключению не только из сознания, но и из других областей значимости и деятельности”
З.Фрейд “Я и ОНО” М. 1991г. Серия “Детский психоанализ”-1. с.63
В начале цитаты связанность душевных процессов Фрейд объявляет чем-то само собой разумеющимся. И эту связанность он обозначает, видимо для краткости, как “Я”, имея ввиду, что, на самом деле, никакого “Я” нет. Но затем он говорит о “Я” уже как об определенном объекте душевной жизни, на котором лежат специфические функции. Таким образом, мы имеем в пределах одного тезиса логически незаконный переход от отсутствия объектности “Я” к объектности “Я”.
К тому же, Фрейд допускает существенную неточность: во внешний мир выносится не движение, а действие, то есть, целеположенное человеком движение. Человек в мире не движется, а действует, и это различие принципиально. И вытеснение не просто исходит из «Я», как некий предустановленный процесс, человек вытесняет патогенный душевный материал всеми имеющимися у него средствами. И это различие также принципиально.
Я акцентирую внимание на этих «неточностях», потому что именно таким образом Фрейд игнорирует понятие субъект. Если бы Фрейд говорил о действии, а не о движении человека в мире, то ему пришлось бы говорить о том, что его «пятно на поверхности Оно» думает, как достичь своей цели, и часто мучительно думает, сомневается, ошибается, переживает радость достижения или расстраивается от неудачи и пр. Если человек движется в мире, то о воле к достижению цели можно и не говорить, а если действует, то нужно говорить, что «пятно» обладает волей, а если волей то и желанием, причем своим желанием, которое может и противоречить страстям Оно. Одним словом, если человек движется в мире, то центр человеческого существа может быть всего лишь пятном на поверхности Оно, а если действует, то данный центр является сосредоточием ума, воли, специфических желаний и удовольствий и его уж никак нельзя назвать «пятном».