Что представляет собой психоанализ по сути.Анализ, по сути, есть процедура, создающая условия, при которых вытесненные проблемы появляются в сознании, где они распадаются под действием принципа реальности.
Технология создания данных условий и есть, собственно, психоанализ.
Без психоаналитической процедуры бессознательные, то есть, реальные, проблемы анализанта никогда не «всплывут» в его голове, что лишает его возможности решить их.
В режиме обычной жизни, психика анализанта уводит его от проблемы, не без санкции анализанта, разумеется. Для того, чтобы психика анализанта перестала уводить его от проблем и проблемы начали «всплытие» из бессознательного состояния в сознание необходимо перевести психику анализанта в особый для нее режим работы, не без санкции анализанта, разумеется. Психоанализ, собственно, и есть этот «особый» режим работы психики анализанта.
Бессознательные проблемы появляется в сознании анализанта постепенно. Ближайшая к сознанию проблема самая простая для анализанта, последняя в очереди, самая удаленная от сознания, это самая сложная проблема. Здесь понятие «сложная проблема» эквивалентно понятию «опасная проблема» или «разрушительная проблема».
Для чего «опасная», для чего «разрушительная»? Проблема опасная и разрушительная для эго («Я») анализанта. Если анализанта допустит до сознания вытесненное событие своего прошлого, то его «Я» разрушится, перестанет существовать. Здесь, либо «Я», анализанта, либо оно (вытесненное событие). «Если было оно, то я, это не я, а тот, кем я быть не хочу и никогда не буду», - как бы говорит анализант, давая задание своей психике избавиться от некого события своего прошлого.
Ближайшая к сознанию проблема находится в подсознании человека и составляет контекст, происходящего в его сознании «действа» или «текста». Проще говоря, подсознательная проблема, или проблема, находящаяся в подсознании, определяет то, что и как человек думает, чувствует, определяет его эмоции, непосредственные реакции и пр.
Задача психоаналитика, читая «текст» сознания анализанта, понять какая проблема стоит за данным «текстом», точно сформулировать данную проблему и перевести ее в сознание анализанта, то есть, сделать ее очевидной для него.
Может ли сам анализант попасть в свое подсознание и встретиться с проблемой, которая беспокоит его на данный момент. Очевидно, что может. Подсознательная проблема, в отличие от бессознательной, доступна для осознания. Проблема, однако, состоит в том, что анализант лишен возможности правильно сформулировать проблему (в этом проблема самоанализа). А правильная формулировка, и в этом смысл психоанализа, это формулировка, дающая возможность решить проблему.
Неправильно сформулированная проблема - не решаема, правильно сформулированная проблема - решаема. Строго говоря, правильно сформулированная проблема перестает быть проблемой. В этом изящество психоанализа. Достаточно правильно сформулировать проблему, чтобы она исчезла.
Правильная формулировка проблемы принципиально отличается от «страшной» формулировки. «Страшная» формулировка она потому и страшная, что неправильная, а «правильная» формулировка, она потому и правильная, что делает проблему разрешимой для анализанта, и потому не страшной.
Акцент в данном случае, следует сделать на том, что правильная формулировка проблемы — это ее истинная формулировка, она отражает то, что есть на самом деле. Неправильная формулировка — это ложная формулировка, она не имеет к проблеме никакого отношения.
«Страшными» формулировками грешит «дикий» психоанализ. «Дикий» психоаналитик думает, что если сказать анализанту то, что тот боится услышать и чего избегает, то это значит поставить перед анализантом проблему в ее истинном виде — это большая глупость! Если психоаналитик использует подобную методику, то он профессионально непригоден.
Анализант не знает, как реально звучит его проблема, он только предчувствует, на уровне онтологической интуиции, что проблема не такова, какой ему кажется, что она не может быть такова. И именно эта интуиция направляет его к психоаналитику, чтобы тот нашел возможность подтвердить ее.
Анализант потому и не лезет в свое подсознание, хотя и может теоретически сделать это, что предчувствует, встречу с нерешаемой для себя проблемой. Эту работу делает за него психоаналитик. Анализируя «текст» сознания анализанта по определенному алгоритму, психоаналитик достраивает контекст(проблему), происходящего перед его глазами, и делает это таким образом, что подсознательная проблема становится приемлемой для анализанта. Анализант принимает сформулированный психоаналитиком контекст, делает его текстом своего сознания.
Выводя проблему из подсознания, психоаналитик освобождает место в подсознании, которое тут же занимает следующая по сложности проблема.
Предчувствие появления в зоне досягаемости сознания новой «страшной» проблемы вызывает всплеск сопротивления анализанта психоанализу. Сопротивляясь анализу, анализант выгадывает время, которое ему нужно для подготовки к встрече с новой «страшной» проблемой, показавшейся из подсознания.
Преодолев сопротивление анализанта, психоаналитик получает возможность вывести «страшную» проблему из подсознания и переформулировать ее. Правильная формулировка психоаналитика делает свое дело, и «страшная» проблема перестает быть для анализанта таковой.
На место этой проблемы из подсознания всплывает новая «страшная» проблема, опять всплеск сопротивления, опять преодоление сопротивления, переформулирование и перевод уже не страшной проблемы в сознание, и т.д. Этот цикл повторяется до тех пор, пока из подсознания не поднимется последняя проблема, но это в теории, практически, психоанализ заканчивается, когда уходят основные психотические симптомы и анализант возвращает себе ощущение контроля над своей психикой.
Задание анализанта на аналитическую сессию.Задание анализанта на аналитическую сессию естественно вытекает из сути психоаналитического процесса.
Для того чтобы избавиться от психических проблем, анализанту нужно донести до психоаналитика «текст» своего сознания, так как анализируется именно «текст» сознания. По сути, от анализанта требуется простой рассказ о своей актуальной душевной жизни.
«Текст» сознания — это то, что происходит с человеком в данный момент времени, его: мысли, чувства, эмоции, ассоциации, рефлекторные психические реакции и пр., одним словом, все, что актуально происходит в его «голове». Часть этого «текста» аналитик считывает сам, наблюдая за анализантом во время сессии. Визуальная часть «текста» сознания очень важна, так как она не может быть скрыта анализантом и практически не корректируется сопротивлением. Но основную часть «текста» психоаналитик считать не имеет возможности, донести до анализа эту часть «текста» - задача анализанта. Для выполнения этого задания анализанту необходимо рассказывать все, что с ним происходит, полностью, исключая цензуру.
Необходимость говорить все, что происходит в «голове», без каких-либо исключений, — это принципиальное требование анализа.
Анализ полностью исключает какие бы то ни было особые темы для рассказа анализанта. По сути, анализанту предлагается рассказывать все, что он хочет, сообразуясь при этом с принципом реальности. Принцип реальности в данном случае гласит, что анализанту должен быть адекватен собственной цели, а именно, делать психоанализ.
Психоанализу никак не обойтись без анализа снов анализанта. Сны являются, по сути, текстом подсознания. Предоставляя для анализа свои сны, анализант позволяет психоаналитику увидеть свое подсознание непосредственно, минуя анализ «текста» сознания.
Сны печатаются, или записываются, анализантом на отдельном листе. Во время записи сна цензура должна быть устранена. Текст сна представляет собой подробное и последовательное его описание, включая описание изменения эмоционального состояния во время сна.
Анализанту назначается три обязательные аналитические сессии в неделю. Менее напряженный график делает анализ абсурдным.
Успех анализа во многом определяется тем, насколько регулярно анализант посещает аналитические сессии. Как я уже говорил, вытесненные проблемы сами по себе в сознание не «всплывут». Для того, чтобы выздоровление произошло необходима напряженная работа, как аналитика, так и анализанта. И это напряжение надо держать, никуда от этого не денешься. В анализе, как в той поговорке, «что потопаешь, то и полопаешь»
Анализ очень болезненно относится к перерывам. В свое время, Фрейд назначал четыре психоаналитические сессии в неделю и считал большой технологической проблемой анализа – перерыв на выходные.
Психоанализ требует от анализанта быть самим собой, что предполагает спонтанность и непосредственность поведения и выражения своих эмоций. Однако соблюдать при этом некий «гигиенический» контроль необходимо, психоаналитик тоже человек и ничего человеческое ему не чуждо.
Оплата.Оплата аналитических сессий является обязательным элементом психоаналитической технологии. Бесплатный анализ, это нонсенс.
Необходимость оплаты аналитических сессий, часто значительной для анализанта, помимо простого материального вознаграждения психоаналитика, спасает психоанализ от поглощения инфантильным бредом анализанта.
NB.
Анализант неосознанно строит свои отношения с психоаналитиком, как со своим отцом (матерью), сам при этом превращаясь в ребенка. Данное явление получило название «переноса». Психоанализ, во многом, есть анализ индивидуальных особенностей этого переноса. Если психоаналитик будет работать бесплатно, то последний спутает его со своим родителем окончательно, впадет в «детство» и потеряет саму возможность психоанализа этих отношений.
Психоанализ дорог в силу своей эксклюзивности, с этим ничего не поделаешь. Другое дело, что финансовые возможности людей разные и то, что дорого для одного, то не составляет проблемы для другого.
Режим оплаты, представленный в
аналитическом договоре, наиболее оптимален, он блокирует ряд специфических сопротивлений возникающих на почве финансовых отношений между аналитиком и анализантом, что значительно повышает эффективность психоанализа.
Правило обязательной оплаты анализантом всех, предоставляемых ему сессий существует с момента зарождения психоанализа. Это очень мудрое правило — практика показывает, что только таким образом можно сохранить эффективность психоанализа. Малейшее отклонение от правила непрерывности оплаты перерастает в непреодолимое сопротивление анализанта своему психоанализу и, в конечном итоге, приводит к его развалу (при возрастании сопротивления анализант начинает попросту пропускать психоаналитические сессии, разумеется, под крайне благонадежными предлогами).
NB.
Вполне отдавая себе отчет, что нижесказанное вызовет у читателя скептическую улыбку скажу все равно, потому что так оно и есть, – дороговизна психоанализа – это важный (необходимый) технологический элемент психоанализа, если стоимость психоанализа «бросовая» для анализанта его психоанализ не состоится (образ «барина» заблокирует анализ).